Техника хождения под парусом. Движение под парусом от причала. Движение под парусом

ТЕХНИКА ХОЖДЕНИЯ ПОД ПАРУСОМ

ТЕХНИКА ХОЖДЕНИЯ ПОД ПАРУСОМ

Для того чтобы яхта продемонстрировала свои лучшие мореходные качества, следует управлять ею по-разному в разных условиях. В отличие от автомобиля, в который можно просто сесть, завести мотор и поехать, на парусной лодке нужно правильно установить паруса, овладеть техникой управления ими. Ветер, течение и другие факторы изменяются постоянно; технику обращения с парусами также нужно все время изменять. Знание особенностей конкретной яхты, правильное управление ею и способность противодействовать изменяющимся условиям являются жизненно важной частью удачного движения под парусами. Знание основных приемов хождения под парусом необходимо при любом движении, это особенно важно в гонках.

Читайте также

КАК ЛОДКА ИДЁТ ПОД ПАРУСОМ

КАК ЛОДКА ИДЁТ ПОД ПАРУСОМ Для многих людей плывущая лодка представляет собой загадочное зрелище. Действительно, если бросить в море кусок металла, он сразу утонет, между тем большие корабли, сделанные из многих тысяч тонн стали, благополучно в том же море плавают. Почему

Курс яхты относительно ветра (Румб движения под парусом)

Курс яхты относительно ветра (Румб движения под парусом) Курс яхты относительно ветра: A – крутой бейдевинд, B – полный бейдевинд, C – галфвинд, D – бакштаг, E – благоприятное направление, F – фордевинд Крутой бейдевинд (лавировка). Когда лодка идет курсом, близким

Постановка на якорь под парусом

Постановка на якорь под парусом Чтобы поставить яхту под парусом на якорь, приведите ее к ветру, когда подойдете к месту стоянки (1), и продолжайте движение, пока она не остановится с заполаскивающими парусами. Когда лодка начнет двигаться назад, спустите якорь (2),

Поднятие якоря при движении под парусом

Поднятие якоря при движении под парусом Этот маневр несколько отличается от движения под парусом от мертвого якоря, потому что якорный трос нельзя отнести на руках в кокпит. Якорь глубоко зароется в морское дно, и чтобы его можно было поднять, лодка должна находиться

Движение под парусом к причалу

Движение под парусом к причалу Здесь опять используется тот же основной прием, что и при поднятии мертвого якоря (см. с. 53). Однако в этом случае бывает меньше места для осуществления маневра, поэтому требуется большая точность управления лодкой и большее мастерство в

Движение под парусом от причала

Движение под парусом от причала Предположим, что лодка пришвартована вдоль причала. В этом случае маневр будет относительно простым, за исключением одного варианта: когда ветер дует в поперечном направлении, а яхта находится с наветренной стороны.Если судно стоит с

Движение под парусом к пристани

Движение под парусом к пристани Этот непростой маневр лучше всего получается при включенном моторе, но может случиться так, что мотор не работает или им нельзя воспользоваться по другим причинам. При условии, что места для маневра хватает, опытный шкипер должен быть в

Движение под парусом от стоянки

Движение под парусом от стоянки Пожалуй, это самый сложный маневр среди всех, связанных со стоянкой. Его успех (или неудача) в огромной степени зависит от направления ветра.Если ветер дует навстречу, паруса можно поднять, шкоты вытравить, тогда паруса будут заполаскивать.

Движение под парусом от берега

Движение под парусом от берега Швертботы и катамараны обычно начинают движение от берега или аппарели, поэтому приемы приближения к мертвому якорю или стоянке здесь не годятся. Тем не менее движение от берега, особенно при сильном встречном ветре, может вызвать проблемы,

Движение под парусом к берегу

Движение под парусом к берегу Ветер с берега, который так существенно облегчает отплытие, вызывает проблемы при возвращении. Когда лодка подходит к мелководью возле берега, нужно поднять шверт и руль, при этом яхта теряет скорость и ее уносит назад от берега.Лодка не

Хождение под парусом по большому кругу

Хождение под парусом по большому кругу ЕСЛИ провести линию между двумя точками на земной поверхности, а затем выпрямить поверхность так, чтобы получилась карта, то прямая линия станет кривой, потому что изначально она была проведена на изогнутой поверхности. Поэтому на

Хождение под парусом в тумане

Хождение под парусом в тумане Туман может создать кошмарную ситуацию для моряков, особенно в районах оживленного движения судов. Конечно, радар значительно снижает риск столкновения в тумане, но экраны не всегда фиксируют яхты. Это происходит из-за небольшой высоты

Хождение под парусом по заданному курсу

Хождение под парусом по заданному курсу Схемы курсов для яхт и плоскодонок существенно различаются в зависимости от типа участвующих лодок и особенностей фарватера, в котором проводятся гонки. В открытой гавани, например, маленькие швертботы, скорее всего, будут идти по

На веслах и под парусом

На веслах и под парусом Человек путешествовал всегда, с тех пор, как появился на Земле, и на протяжении двух с половиной миллионов лет никогда не останавливался, перемещаясь с одного континента на другой. По пути он постоянно делал открытия: вот река, вот горы, вот болота.

Методичка яхтсмена. Первый выход в море — отходим от причала

Итак, вы почувствовали в себе силы и созрели для того, чтобы впервые сойти на воду. Многое может казаться непонятным, страшным и даже опасным. И это несмотря на то, что до этого вы прочитали тома теории и не раз были на яхте в качестве гостя. Главное – сохраняйте спокойствие и начинайте с простого. Но, перед тем, как учиться управлять парусами, неплохо бы освоить технику их закрепления.

Читайте также:
Рейтинг и отзывы о финских моделях Kuusamo Tasapaino

Идеальные условия для первого плавания

Конечно, в первое плавание лучше всего идти под чьим-то руководством на чужом судне. Хорошо, если это будет близкий друг, с которым вы хорошо друг друга понимаете. Но ничто не мешает нанять опытного инструктора. Какие условия желательно соблюсти:

Выходите впервые при ветре от 5 до 12 узлов – идеальные условия для тренировки обращения с парусом.

Учиться лучше на небольшой яхте с одним парусом. Она должна быть достаточно устойчивой, чтобы вы чувствовали себя уверенно. Но если лодка оснащена гротом и спинакером, придется пользоваться ими обоими, т.к. попытка управлять только гротом не упростит, а наоборот, намного усложнит управление.

Учитесь ходить под парусом на открытых водоемах, вдали от дорогостоящих объектов. Например, чужих яхт, чтобы не испортить отдых себе и их владельцам.

Следите за погодой.

Не бойтесь допускать мелкие ошибки – именно так вы поймете все тонкости управления яхтой и начнете ее чувствовать частью своего тела.

Не спешите.

И главное: целостность вашего тела важнее целостности яхты. Поэтому, запомните золотое правило – сначала спасаем себя, а потом лодку!

Отходим от буя (муринга)


Перед тем как отходить от буя, нужно определить направление и силу ветра, а также характер его переменчивости сегодня. Итак, ваши действия:

Заранее мысленно нарисуйте себе путь отхода от стоянки, чтобы потом не метаться среди чужих лодок. Он должен пролегать на почтительном расстоянии от причалов.

Когда нос яхты установится в нужном направлении, и паруса полощут, потравите швартов. Лодка станет дрейфовать.

Теперь нужно повернуть румпель таким образом, чтобы корма лодки встала к ветру, а нос смотрел в подветренную сторону.

Можно и стаксель задуть, если протянуть его штоковый угол в наветренную сторону или повернувшись кормой к бую, отходя от него.

Теперь, когда вы отошли от буя и оказались примерно под углом 45° спиной к ветру, плавание начинается. Осталось только отойти подальше от места швартовки, работая румпелем. Подождите, пока стаксель не наберет достаточно воздуха (несколько секунд), потом закрепите его и подбирайте грот.

Теперь дождитесь, пока лодка наберет достаточную скорость и будет реагировать на движения румпеля.


На первых порах не стоит “лихачить”, т.е. брать слишком круто к ветру, чтобы не уйти в скольжение, сильно затрудняющее движение вперед. Вам нужно просто увалиться, набрать скорость и сразу выходить на курс.

Отходим от причала

Отходить от буя в принципе не сложно, так как пространства обычно достаточно. С причалом же все несколько сложнее и требует большего внимания и аккуратности. Во-первых, из-за ограниченного пространства, а во-вторых из-за риска неправильного срабатывания парусов и цепляния за гики.


Собираем волю в кулак, включаем все свое внимание и начинаем:

Сначала рассмотрим тот вариант, если вы стоите к причалу боком. По возможности, потравите швартовы кормовой скулы с подветренной стороны причала, чтобы установить лодку носом к ветру. Теперь можно отдать швартовы, и вы на ходу. Ветер наполнит паруса сразу после того, как вы оттолкнете скулу от причала. Подберите кливер-шкот и при отходе внимательно следите за тем, чтобы не задеть боком причал при развороте.

Все немного усложняется, если причал на наветренной стороне – тогда от него отойти невозможно. Тогда придется перевести лодку на более удобное место и отходить от него. Если и это не получается, значит нужно отгрести от причала и бросить якорь. Поднимите паруса, и когда они надуются, снимайтесь с якоря. Здесь главное, чтобы вас не прибило опять к причалу. Если яхта довольно крупная, якорь нужно завести в сторону, а потом подтягивать к нему лодку.

Если же вы стоите кормой к ветру, нужно отходить от причала только на стакселе, а грот поднимать только тогда, когда оказались на открытой воде и развернулись по курсу.

Уметь правильно отходить от причала – уже большое достижение для начинающего яхтсмена и даже повод гордиться первыми успехами.

Я никогда не ходил под парусом, но очень хочу. С чего мне начать?

Инструкция для новичков, после которой захочется в море.

Всем привет! Вы по-прежнему в блоге «Силы Ветра» на Sports.ru, где мы рассказываем о парусном спорте. Если хотите под парус вместе с вами – нам по пути!

До конца октября по будням и выходным на базах Силы ветра в Строгино и в «Березках» на Пироговском водохранилище проходят спортивные тренировки. Это отличный способ познакомиться с парусной культурой, завести новых друзей и узнать больше о яхтинге. Журналист и редактор Аня Лесных начала тренироваться в этом сезоне и написала ответы на ключевые вопросы новичков.

Месяц назад я пришла на свою первую парусную тренировку в Строгино. У меня не было никаких ожиданий, только желание попробовать что-то новое. В итоге за последние четыре недели я успела потренироваться на обоих базах, сходить в яхтенный поход на выходные, познакомилась с кучей классных людей, научилась быть мало-мальски полезной на яхте и поучаствовала в гонках для новичков.

Читайте также:
Шелковица как насадка для ловли рыбы

В этой статье я постаралась вспомнить обо всех вещах, которые беспокоили меня до первого шага с понтона на яхту. Мой опыт по большей части основан на командных тренировках в Строгино на лодочках SV20, но он отлично масштабируется и на Platu25 в «Березках».

Какой опыт нужен

Чтобы начать тренироваться, не нужно уметь ничего. Совершенно не обязательно знать, как устроена парусная яхта, как называются курсы относительно ветра и как вязать узлы. Тренировки для того и созданы, чтобы всему научиться в процессе — это намного эффективнее и проще, чем читать кучу непонятных терминов и пытаться в теории понять, что надо делать с парусами.

Как попасть на тренировку

Я еще не капитан, но следующее предложение будет довольно капитанским. Чтобы попасть на свою первую тренировку, нужно записаться на сайте . Записываться лучше за несколько дней — на популярное вечернее время в будни места расхватывают довольно быстро, на выходные тоже. При этом вечерняя закатная тренировка восхитительно красивая, рекомендую.

Экипаж яхты SV20 в Строгино — это четыре человека плюс инструктор. На Platu25 в «Березках» — пять. Чтобы попасть на тренировку, собирать свою команду нет необходимости. Многие записываются по одному, этих людей объединяют в сборные экипажи. Напишите в поле для комментария, что у вас будет первый раз на лодке. Это поможет ребятам из Силы ветра подобрать для вас наиболее подходящих компаньонов.

При записи сайт предложит указать пожелания по инструктору. Я была у пяти разных, и все они хороши, так что поле «любой классный» — истинная правда. Если вам понравится пережитый опыт, вы со временем поймете, под чьим руководством вам больше нравится заниматься.

Что взять с собой

После записи вам на электронную почту прилетит письмо со списком вещей, которые стоит взять с собой:

  1. Перчатки.
  2. Обувь с нескользкой и немаркой подошвой.
  3. Ветровка.
  4. Кепка, если светит солнце.
  5. Резиновые сапоги или кроксы, если по прогнозу сильный дождь.
  6. Крем от загара.
  7. Солнцезащитные очки на веревочке.

Давайте посмотрим на каждый пункт чуть пристальнее, чтобы понимать, что и зачем нужно.

Перчатки на тренировке помогут комфортно работами с парусами. Без них ладоням и пальцам может быть несладко. Для первой тренировки не нужны дорогие перчатки — невозможно заранее предсказать, придете вы на следующие заходы или нет.

Можно взять обычные строительные перчатки с резиновыми пупырками в любом большом супермаркете или хозяйственном магазине, их вполне хватит. В журнале есть статья про бюджетные варианты защиты рук, если интересно — почитайте. Если поймете, что парус — это точно ваше, можно купить перчатки в Декатлоне. У них не очень кусачий ценник, а работают они достойно. По-моему, почти все сообщество Силы ветра ходит в таких.

Обувь с нескользящей немаркой подошвой. Яхты — белые, так они меньше нагреваются на солнце и лучше выглядят. Мы стараемся сохранять их в первозданном состоянии и не портить цветными росчерками. Поэтому будет здорово, если у вашей тренировочной пары кроссовок, кед или любой другой обуви будет подошва, которая не оставляет следов. Пункт про нескользящую заранее проверить сложно, но если на улице нет ливня, он не так важен. Я тренируюсь в беговых кроссовках, была в них же на лодке под дождем на протяжении нескольких часов — полет нормальный, не подскальзываюсь.

Ветровка понадобится в трех случаях: идет дождь, дует сильный ветер или вы на вечерней тренировке. На воде прохладнее, чем на суше, и к ночи это становится ощутимым. В дождь ветровка позволяет не промокнуть с ног до головы. Если прогноз погоды говорит, что будет жара и мало ветра, этот пункт списка можно смело опустить.

Кепка — друг яхтсмена. Тренировка идет два часа в Строгино и два с половиной часа в «Березках». За это время голову может прилично напечь, а солнечные удары и тошнота никому не нужны. Бонусом кепка защищает ваши глаза от бликов на воде и отражений от белой поверхности яхты. Проверьте, что кепка плотно сидит на голове, иначе резкий порыв ветра может навсегда ее забрать.

Резиновые сапоги или кроксы пригодятся в дождь. Честно говоря, у меня нет ни того, ни другого, от чего я за месяц ни капли не пострадала, но это вопрос личного комфорта. В осадки я просто беру с собой сменную пару обуви и переобуваюсь перед выходом домой.

Крем от загара. Если на земле от солнца нас плюс-минус защищает тень деревьев и зданий, то на яхте ее не будет. За пару часов можно славно обгореть, совершенно того не заметив. Лучше намазать открытую кожу кремом, и не переживать за то, что она будет облезать следующую неделю.

Солнцезащитные очки на веревочке. Кепка не помогает в ситуациях, когда нужно смотреть вверх против солнца. На тренировке это распространенная ситуация — почти на всех ролях мы следим за тем, как работают паруса, то есть регулярно сидим с задранной головой. Веревочка очкам нужна для того, чтобы они не упали за борт или не них не наступил ваш сосед по команде. Перемещения по яхте бывают довольно бодрыми, и следить за лишним предметом неудобно. Веревочки продаются в салонах оптики и на целой куче сайтов в интернете. Если честно, то я тренируюсь без очков, и не особо от этого страдаю. Поэтому если таковых у вас нет, можно за ними специально не бежать.

Читайте также:
Спиннинг для мормышинга

По одежде просто придерживайтесь здравого смысла. За окном +30 и жарит солнце — надевайте шорты, футболку и мажьтесь кремом с высоким SPF. На улице прохладно — надевайте удобные штаны и ветровку. От себя хочу добавить, что если вас смущает мокрая задница, то лучше взять запасные штаны — места для переодеваний на базе в Строгино есть, а «Березках» можно переодеться в туалете или в яхте. Но в целом одежда летом сохнет достаточно быстро.

Как проходит тренировка

Когда вы приедете к причалу, найдите администратора и узнайте, кто ваш инструктор и какой номер у лодки. Для этого достаточно просто назвать свою фамилию. В Строгино нужный человек почти всегда есть за стойкой бара на веранде. Если его там нет — не пугайтесь, без вас яхта никуда не уйдет, вас обязательно найдут и приведут к команде. На Пироговке можно просто посидеть возле понтонов — нужный человек точно вас обнаружит.

В Строгино есть туалет, крытая веранда на случай ожидания под дождем, бесплатные вода, чай и кофе. В «Березках» из привелегий яхтсмена есть только туалет, так что советую взять с собой воду в бутылке.

Личные вещи можно оставить на веранде, понтоне или взять с собой на яхту. Я предпочитаю оставлять все на берегу, потому что внутри лодки может быть небольшое количество воды от дополнительных парусов — это совершенно нормально, но есть риск намочить сумки и рюкзаки. В сообществе почти все друг друга знают, чужие вещи никому не нужны, так что за них можно не переживать. Не советую брать с собой телефон на яхту, если у вас нет карманов на молнии или поясной сумки — он может легко остаться за бортом.

Если вы переживаете или не очень хорошо плаваете — пожалуйста, не стесняйтесь надеть спасательный жилет. Никто не будет смотреть на вас косо и не осудит, даже наоборот. В Строгино спасательные жилеты висят примерно повсюду, в «Березках» они лежат внутри яхт.

Все тренировки проходят на воде. Не будет такого, что вы грустно останетесь на берегу и будете вязать узлы или слушать теорию два часа. Все экипажи знакомятся с инструктором, заходят на лодку и сразу начинают что-то делать — например, ставить основной парус или отвязывать швартовые, чтобы отойти от берега. Предупредите инструктора, что вы на лодке в первый раз, так тренировка пройдет эффективнее, и вам постепенно объяснят, что и почему происходит.

Если вдруг хочется просто посмотреть и покататься, а не заниматься физическим трудом, честно скажите об этом при посадке в лодку. Отдыхать на яхте — абсолютно законно, если это ваша цель.

Будьте готовы к тому, что парусные лодки ходят с креном. Это значит, что ровной палубы под вашими ногами не будет примерно никогда, за вычетом случаев, когда ветер слишком слабый или его вообще нет. Поначалу крен очень непривычен и может напрягать, но уже к концу первой тренировки вы к нему адаптируетесь. На последующих тренировках необычной кажется ситуация, когда под ногами не наклонная поверхность. В слабый ветер мы специально закреняем лодку, чтобы она шла бодрее.

На яхте есть несколько основных ролей, о них расскажет инструктор. На первой тренировке члены команды чаще всего меняются местами, чтобы попробовать все роли и найти наиболее комфортную для себя. Так что вы успеете и поработать с парусами и посидеть на руле. Если вы хотите попробовать что-то, чем уже занят другой матрос — просто скажите об этом. Я ни разу за свою практику не сталкивалась с ситуацией, когда кому-то жаль поделиться парусом или румпелем.

Не обижайтесь, если инструктор вдруг забыл ваше имя — ребята и девушки в день видят довольно много разных людей, всех может быть тяжело запомнить. Просто напомните, как вас зовут. Не стесняйтесь задавать вопросы о том, чего не понимаете, даже по несколько раз. Яхтинг — это отдельный мир с кучей терминов, которые в обычной жизни не встречаются, поэтому мозг может слегка закипеть. Все инструкторы — опытные и приятные люди, они с удовольствием вам расскажут не только о конкретной яхте и ее работе, но и о гонках, яхтинге в целом и других классах лодок.

Как и после любой тренировки, после парусов могут поболеть мышцы. Вполне вероятно, что вы обнаружите пару синяков на коленках. Но так мы становимся сильнее, чем были вчера.

За всеми этими фактами чуть не забыла сказать про самое важное. Хождение под парусом — это бесконечный кайф. Пока я не знаю, может ли это надоесть, но кажется, что нет. Яхтинг не похож ни на что другое, он про слаженную работу нескольких человек, коммуникацию, открытый воздух и красоту. Надеюсь, что после первой тренировки у вас сложится такое же мнение, и мы увидимся в Строгино или в «Березках».

Читайте также:
Ловля карася в декабре - важные моменты, тактика и снасти

Может ли яхта перевернуться

Не буду лукавить о том, что в теории яхта может перевернуться , но для этого надо очень, очень, очень постараться. На моем опыте лодочки никогда не переворачивались и даже не были близки к этому. Киль, который находится ниже линии воды и позволяет яхте не ехать боком от ветра, еще и уравновешивает ее. Даже если лодка ляжет на бок, она поднимется обратно, как неваляшка.

Первый раз, когда вы сталкиваетесь с тем, что крена слишком много, и вода доходит до верха бортов, может быть тревожно. Но это вполне себе рядовая ситуация, которая довольно быстро разрешается. Тем, кто не верит на слово, можно для успокоения почитать про остойчивость килевых яхт.

А если дождь

В дождь с яхтой и экипажем ничего не случится, поэтому и тренировка состоится. Спортивный яхтинг — он вообще про воду, так что нормально сразу к ней привыкать. Прогноз обещает дождь — просто наденьте дождевик или непромокаемую ветровку и непромокаемую обувь. Возьмите с собой сменную одежду, чтобы точно ехать домой в сухости. Ваш опыт это не испортит, бояться ничего не стоит.

Если в прогнозе будет что-то, что может угрожать безопасности экипажа, команда Силы ветра обязательно с вами свяжется и перенесет запись на другой день. Если вдруг гроза придет уже в момент тренировки, вас успеют вернуть на берег до того, как условия станут опасными. Безопасность — вообще первый приоритет в парусном спорте и круизном яхтинге, так что все подходят к вопросу серьезно.

Что дальше

Если вам понравится спортивный яхтинг, можно сразу начать собирать стабильную команду. С командой круче тренироваться и можно сразу идти в гонки. Плюс при записи командой тренировка стоит дешевле. Чтобы набрать себе экипаж, есть специальная группа в фейсбуке. Напишите туда пост о том, что вы начинающий, хотите регулярно заниматься, и кто-нибудь обязательно отзовется. Мы с командой собрались именно так.

Плюс-минус каждые две недели в Строгино бывают гонки для новичков, это отличный шанс проверить полученные навыки в бою. На гонки можно приходить как одному, так и с командой — второе, конечно, бодрее. Тех, кто записался один, как и на тренировках, соберут вместе, так что без экипажа вы не останетесь. За первые три места гонщики кроме кайфа от соревнований получают медальки и игристое вино, так что стоит попытать удачу.

Если окажется, что спортивный яхтинг вам не подходит, и вы больше про чилл и отдых, у Силы ветра есть куча путешествий, где все устроено по-другому. Про это в журнале есть много материалов, советую начать с базового — статьи капитана Силы ветра Артема Сизова о том, как кайфануть на яхте.

Ничего не бойтесь и приходите на тренировку. Вас ждет здоровая доза адреналина, отличная компания и, возможно, новое увлечение, которое заберет с головой.

2.4. Общие принципы управления виндсерфером

Учебник (самоучитель) по виндсерфингу Вадима Комарова (редакция Сергея Вдовенкова)

Общие принципы управления в виндсерфинге

Тяга в парусе – ГАЗ

В положении дрейф парус свободно ориентируется по ветру, и практически не тянет. Для того чтобы парус начал тянуть его необходимо повернуть вокруг мачты (мачта – ось) так, чтобы его плоскость образовала угол по отношению к потоку и он наполнился ветром.

Чем больше угол тем больше тяга. Максимальная тяга достигается при положении паруса близком к осевой линии доски. То есть мы можем плавно регулировать тягу и скорость хода от нуля в положении дрейфа до максимума, определяемого силой ветра, поворачивая парус вокруг мачты. И таким образом двигаться очень медленно даже в “ураганный ветер”.

При всем при этом парус должен мачтой смотреть на нос а концом (гиком) на корму.

У доски тоже есть своя замечательная точка. Именно благодаря ее существованию нас не несет по ветру, как в тазике, или как вырвавшийся воздушный шарик. Можно представить себе парусную доску, как флюгер, насаженый на ось – шверт, обычно в нем прячут эту точку.

Как повернуть и как не поворачивать

Виндсерфер можно представить себе как флюгер, насаженый на ось – шверт.

А лопасть этого флюгера мы держим в руках и можем ее наклонять – это парус:

– Наклоним на нос вдоль осевой линии доски – нос будет разворачиваться по ветру.

– Наклоним на корму, корма будет разворачиваться по ветру, нос повернет к ветру.

– Если центр парусности над центром бокового сопротивления доски – никуда ничего не повернет, доска двигается прямолинейно.

Итак – проще простого:

· поворот паруса вокруг мачты – ГАЗ (регулируем скорость)
· наклон паруса вдоль линии доски – РУЛЬ (изменяем направление).

Поворачивая парус с целью изменить тягу, мы должны соответствующим образом изменять и его наклон, для поддержания прямолинейного направления движения.

Читайте также:
Классическая прикормка и карпфишинг

Почему оно вообще движется?

Парус, так как он вообще то не плоский, а имеет “пузо”, грубо говоря, тянет перпендикулярно своей плоскости, работая как крыло самолета. Так как парус на ходу всегда находится под некоторым углом к доске (и к ветру), то тягу можно разложить на продольную и боковую составляющие. Боковая гасится швертом, продольная движет доску вперед.

Последовательность перехода в положение “ХОД”

Для того чтобы перейти из положения “дрейф” в положение “ход” и начать двигаться необходимо проделать четыре движения.

Движения не случайны каждое из них имеет свой смысл и подготавливает вас, доску или парус к предстоящей нагрузке. Результатом выполнения каждого из них должен быть переход в некоторое промежуточное положение всего комплекса – вас, доски и паруса.

Сами движения должны выполняться по возможности быстро но без суматохи, при достижения промежуточного положения следует остановиться и подумать (посмотреть):
· добились ли вы желаемого результата
· ничего ли не изменилось в природе, можно ли с этим бороться, и если да то как
· готовы ли вы продолжать.

Если чувствуете, что что-то идет не так, то самое лучшее вернуться обратно в положение “дрейф” и начать с начала.

– Задняя нога – стоящая ближе корме

– Передняя нога – стоящая ближе к носу

– Назад – вдоль доски к корме

– Вперед – вдоль доски к носу

– Мачтовая рука – та что ближе к мачте

– Гиковая рука – та что дальше от мачты.

Отсчет положения ведется относительно доски а не от положения вашего тела:
· шаг назад (вы стоите ноги на ширине плеч, на оси доски) – для вас означает шаг вбок в направлении кормы
· шаг вперед – для вас означает шаг вбок к носу доски.

Перед началом движения убедитесь что шверт выпущен. Это требует различных действий в зависимости от конструкции доски и шверта. Как этого добиться лучше подумать на берегу перед выходом.

Делаем шаг назад, перемещая заднюю ногу и ставя ее сразу за педалью шверта, передняя нога остается там же где и была – сразу перед мачтой . Руку, соответствующую задней ноге, можно отпустить. При этом мачта и парус должны оставаться в том же положении относительно доски и ветра – положении дрейф. Мы сместились, а парус и доска остались в том же положении. Если мы утащим парус за собой, то начнется нежелательный, в данном случае, разворот на месте.

Смысл: Переместившись назад, обеспечить себе место и лучший рычаг для противодействия парусу.
Задача: Переместившись назад оставить парус в том же положении (дрейф), не допустить смещения паруса, и как следствие ухода доски со стартового курса (перпендикулярного ветру).

Стараемся прижать кисть руки, держащей мачту (или кольцо гика, в зависимости от конструкции) к плечу, согнув руку в локте. Другую руку вытягиваем вдоль гика, стараясь дотянуться как можно дальше, пальцы руки кладем на гик, но пока не захватываем. Спина прямая! Парус в дрейфе – полощется по ветру.

Смысл: Подготовит парус к наполнению ветром и началу движения. Если мы не сделаем этого движения, парус, после того как мы повернем его вокруг мачты, наполнив ветром, окажется заваленным на корму и мы начнем разворачиваться носом против ветра, так и не начав двигаться.

Задача: Не забыть проделать это движение.

Переносим мачтовую руку (до сих пор державшую кольцо передней оковки гика или мачту) на гик, примерно на расстоянии ладони от мачты. Захватываем гик обеими руками. После этого поворачиваем парус, наполняя его ветром.

Смысл: Наконец взяться за эту штуковину по настоящему. Не стоит слишком спешить. Если мы повернем парус, наполнив его ветром, до того как захватим гик надежно и полностью, начавший тянуть парус вырвется из рук, весь маневр придется начать сначала.

Задача: Перехватить гик в ходовое положение, сохранив положение относительно ветра (курс).

Если до сих пор мы все сделали правильно, то доска начала ускоряться, сохранив курс, перпендикулярный ветру. Но на первых порах неизбежны ошибки. Результатом большинства типичных ошибок является разворот доски носом против ветра, В следующее мгновение доска проходит линию ветра, ветер задувает в парус с обратной стороны и сбрасывает нас в воду. Поэтому первое, что мы делаем, это сильно подаем наполненный парус на нос, опираясь на переднюю ногу, пока еще стоящую перед мачтой. После чего чуть-чуть выжидаем, пока доска разгонится, и переносим переднюю ногу за мачту переходя в положение “ход”.

Смысл: Подав парус на нос мы вызываем разворот доски от ветра, возвращая ее на правильный курс и парируя допущенные ранее ошибки.

© Школа виндсерфинга Истра

Учебник ( самоучитель ) выпущен Вдовенковым Сергеем при содействии фирмы Ультра Си, при помощи Сергея Татаринова .

  • Обучение виндсерфингу
  • Обучение детей виндсерфингу
  • Учебник и теория виндсерфинга

Приглашаем инструкторов!

Приглашаем инструкторов по виндсерфингу, SUP серфингу, парусному спорту и вейкбордингу на сезон 2021 года, волонтеров для помощи на пляже – подготовим для работы инструкторами, – пишите на vdovenkow@mail.ru

Трейд-ин-Виндсерфинг!

Меняем старое снаряжение на новое с доплатой!

Читайте также:
Тихоокеанский морской ёрш

Душа требует ветра. Как научиться ходить на яхте

Яхта — это лодка, парус и управляющий ими человек. Хождение под парусом не удел детей богатых родителей, а хобби, по затратам сопоставимое с путешествием по суше. «Сноб» и представители нескольких яхтенных школ составили подробный гид для начинающих

Поделиться:

Кого берут в яхтсмены?

Яхтинг — это бесконечный мир контрастов между экстримом и расслабленным отдыхом, насыщенными гонками и неспешным пересечением огромных водных просторов, жарой и холодом, безудержным весельем и напряжением. Этот вид отдыха максимально демократичен. «Заправским капитаном можно стать, имея самые скромные физические данные или будучи в возрасте, — говорит управляющий партнер яхтенной школы “Сила ветра” Александр Сколков. — Давно пора забыть о том, что яхтинг — для солидных господ: на европейские вечеринки Yacht Week приезжают толпы подростков, как будто это рейв на воде; стоимость недели чартерного плавания сравнима с неделей проживания в среднем по цене отеле».

Яхтенные права начального уровня выдаются с 18 лет. Условия для их получения — не быть дальтоником и уметь плавать. Директор по развитию «Парусной Академии» Денис Шаповалов говорит, что среди выпускников школы есть люди, которые начали ходить под парусом в 60 лет и сейчас участвуют в гонках в России и за рубежом.

С чего начать?

Для начала походите на самой маленькой лодке по ближайшему водохранилищу — научитесь тягать шкоты (снасти, которые регулируют направление паруса) и уворачиваться от гика, почувствуете силу ветра и получите первую порцию брызг в лицо. Найдите яхт-клуб в вашем городе и возьмите несколько уроков с инструктором. Для первого шага нужен минимум экипировки: ветровка, самые простые перчатки, закрытая непромокаемая обувь со светлой подошвой и крем от загара. 1-2-часовое занятие стоит 2-4 тысячи рублей. Можно сходить в учебную регату, стоимость участия в ней будет стоить столько же или немногим дороже.

Определитесь, что вас больше привлекает: парусные гонки или путешествия. Если первый вариант — записывайтесь в секцию парусного спорта. Если второй — в яхтенную школу; получив сертификат шкипера, вы сможете арендовать лодку и самостоятельно ею управлять.

Как набраться знаний и практики?

Наиболее авантюрный способ получить опыт — найти людей, которые собираются в путешествие под парусом и набирают команду. Некоторые берут пассажиров без опыта, которые могут оказать посильную помощь: пошкурить, покрасить, сшить и т.д. Обычно владельцы лодок не стремятся нажиться на новичках и предлагают разделение затрат на круиз.

Больше шансов присоединиться к экипажу у тех, кто обладает компетенцией матроса — для этого стоит получить сертификат Competent Crew или International Crew в яхтенной школе. Соответствующая учебная программа предназначена для того, чтобы с нуля освоить вязку узлов, управление судном в дневное время, ведение бортового журнала, основы ухода за лодкой и правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Курс длится в среднем около недели и проходит исключительно на борту. За это время вы, возможно, поймете, что ваша любовь к морским приключениям осталась на берегу.

Сертификат Bareboat Skipper Sail — это следующий шаг. Его получение сравнимо со сдачей на автомобильные права: нужно выучить теорию, пробыть порядка 10 дней в открытом море и пройти около 200 морских миль. Практический опыт — главное для яхтсмена: ситуации на воде никогда не повторяются, у каждой модели лодки своя специфика, каждый маршрут требует определенных навыков. «Хороший и ответственный шкипер, выходя в море, должен понимать, что стихия может в любой момент подкинуть задачу, для решения которой потребуется весь его опыт, и даже больше, — говорит инструктор и владелец “Школы капитанов” Александр Подсветов. — Часто первый опыт дает ложное чувство уверенности в своих силах, и в этом таится одна из опасностей парусного спорта».

Итак, чтобы стать шкипером, потребуется знание устройства яхты, терминологии, правил предупреждения столкновений, метеорологии, навигации и прочего — теоретический курс укладывается в среднем в 32 часа и подкрепляется примерно недельной практикой в открытом море. Александр Подсветов не рекомендует записываться на интенсивы, проходить экспресс-курсы и обучаться заочно: «Ну, может, капитанку такой новоиспеченный шкипер и научится носить, но вот безопасно ходить в море — нет. Хороший результат дает такая система обучения: одна неделя в море — теоретический курс — еще одна неделя в море». Грубо говоря, это сумма знаний, полученная на курсах Competent Crew и Bareboat Skipper Sail.

Некоторые сразу после обучения арендуют лодку за рубежом и отправляются куда глаза глядят, но преподаватели рекомендуют пойти в круиз сначала под присмотром компетентного капитана, а потом собираться в самостоятельный чартер по уже пройденным местам. «Даже живя на собственной яхте безвылазно, вы набиваете шишки и получаете новые знания. Качественный и полный опыт приходит после пяти лет непрерывного движения под парусом», — говорит руководитель школы Sailing Time Глеб Семеренко.

Шкиперские курсы в разных яхтенных школах отличаются ценой, которая зависит от сезона, региона и расходов школы на содержание лодок, а также типом сертификата, который выдают после экзамена. Курс Bareboat Skipper Sail стоит от 1000 до 1600 евро. По стандартам обучения в стоимость должно быть включено все, кроме вашего перелета и питания на борту во время учебы. Все остальные затраты — стоянки, топливо, оформление документов и содержание яхты — должна брать на себя школа. О сертификатах стоит рассказать отдельно.

Читайте также:
Охота на вальдшнепа во время весенней тяги: что это такое и как ее провести

Разбираемся в аббревиатурах на сертификатах

В яхтенных школах занятия ведутся по одной из учебных систем, разработанных компаниями и организациями, речь о которых пойдет ниже. Сложно сказать, какой сертификат лучше — на эту тему ведутся бесконечные дебаты на форумах, и в спорах участвуют не только люди, которые уже получили право аренды яхты и рассекают по волнам, но и заинтересованные лица в виде представителей школ, которые привлекают новичков.

RYA (Royal Yachting Association). Занятия в учебных центрах общественной организации «Английская королевская ассоциация яхтинга» ведутся на английском языке. Дипломы учебных центров RYA выдаются во многих местах земного шара; отличительная особенность этой системы обучения состоит в том, что программ две: одна подразумевает практику в приливно-отливных акваториях, другая — в акваториях, где нет приливов и отливов. Поэтому, обучившись, например, в яхтенной школе RYA, расположенной на Средиземном море, вы получите сертификат на право управления парусным судном только в неприливной зоне (non-tidal). Сертификаты RYA законодательно одобрены в официальном документе, называемом Blue Code MCA, но действие этого документа распространяется исключительно на яхты, зарегистрированные в странах — участниках Британского Содружества. Впрочем, сертификат позволяет самостоятельно брать яхту в чартер во всем мире, и на основании этого документа можно автоматически получить европейские «яхтенные права» ICC, о которых расскажем ниже.

Стоит отметить, что все теоретические курсы абсолютно идентичны для парусных и моторных яхт. Центры обучения RYA есть как в России, так и в популярных у российских яхтсменов Хорватии, Греции, Турции и на Канарских островах.

IYT (International Yacht Training) — частная корпорация со штаб-квартирой в Канаде — мировой лидер по выдаче яхтенных сертификатов: более 150 авторизованных учебных центров проводят обучение в 58 странах. Сертификаты, выдаваемые яхтенными школами IYT, признаются большинством ведущих чартерных и страховых компаний.

В отличие от Royal Yachting Association, система IYT позволяет проводить учебные курсы на родном языке обучающихся. Практически во всех российских яхтенных школах, авторизованных IYT, обучение идет на русском языке, но обязательным условием сдачи экзамена является применение морской терминологии на английском. Лицензия IYT дает право арендовать яхты в Евросоюзе.

ISSA (International Sailing School Association) — международная некоммерческая организация, занимающаяся разработкой требований и рекомендаций для проведения обучения в области парусного спорта и отдыха, а также виндсерфинга. Сегодня аккредитация ISSA есть у девяти яхтенных школ, имеющих свои представительства в Турции, Польше, России, Черногории и Ливане. Сертификация ISSA распространяется на управление только парусными яхтами.

По сравнению с сертификатами IYT и RYA, свидетельства ISSA принимаются меньшим количеством чартерных служб — например, в Хорватии ISSA не признают. Важно знать, что некоторые яхтенные школы ISSA имеют не самую лучшую репутацию: на этот сертификат, в частности, перешли пара российских и турецких школ, которые потеряли аккредитацию IYT за различные нарушения в процессе обучения и экзаменации.

ICC (International Certificate of Competence) — Международный Сертификат Компетенции представляет собой набор стандартов, разработанных Комитетом экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Европы. Он признан во всем мире и имеет категории, охватывающие парусные лодки и моторные лодки (до 24 м) во внутренних и открытых водах.

Сертификат признается абсолютно во всех странах Евросоюза и во всех странах мира, подписавших международную морскую конвенцию. ICC позволяет управлять следующими типами судов: водным мотоциклом (скутером), мотолодкой, RIB-ботом, мощным катером и спидботом до 10 метров без ограничения мощности двигателя, моторной яхтой и парусной яхтой длиной до 24 метров.

ВФПС — квалификационное удостоверение (диплом), выдаваемый Всероссийской Федерацией Парусного Спорта. Выпускается на двух языках и принимается иностранными чартерными компаниями. Эта программа адаптирована именно на парусный спорт, а не круизный яхтинг, в отличие от зарубежных программ.

Нужно понимать главное: для будущего шкипера важен не столько сертификат, сколько репутация школы и адекватность инструктора, так что читайте отзывы о школах и конкретных преподавателях и общайтесь с выпускниками.

Стоит ли для обучения ехать за границу?

Многие российские яхтенные школы вывозят новичков за рубеж для освоения практического курса. «Одна из причин проведения учебных практик за рубежом — отличная инфраструктура для яхтинга и отсутствие проблем с пограничниками. Все эти трудности есть в России. И как бы мы ни лоббировали снижение пошлин, облегчение входа яхт в территориальные воды России и выход их них, обустройство нормальных марин — все это остается на словах и на бумаге», — говорит Денис Шаповалов.

Ехать именно за границу необязательно — можно пройти практику хоть в Крыму, хоть в Петербурге. Но, вероятно, первую лодку вы возьмете в аренду в Европе: там более насыщенное движение, другие нравы местных моряков, другие лодки, другая навигационная обстановка и погодные приметы. Учиться лучше там, где вы будете в дальнейшем ходить под парусом. Локальные ветра, глубины, рельеф дна, течения и особенности швартовки — все это будет различаться в каждом новом месте.

Читайте также:
Как лодка идет под парусом. Плавучесть. Форма корпуса

«Чтобы получить внутрироссийские права, достаточно практики в водных акваториях России, но для получения международных прав необходимо обязательно выезжать за рубеж», — говорит основатель школы «Клуб яхтенных капитанов» Александр Рубцов.

Где и когда ходить под парусом?

В России яхтсмены все активнее осваивают московские водохранилища, самое популярное место — Пироговский рукав Клязьминского водохранилища или попросту «Пироговка». Здесь базируется около 500 парусных яхт.

Второй город по уровню развития яхтинга — Владивосток: там каждый местный житель знает, где находится яхт-клуб. Все большую популярность набирает парусный спорт в Санкт-Петербурге. Но главный недостаток отечественных акваторий — короткий сезон, который длится с мая по сентябрь.

Поэтому многие российские любители путешествий под парусом едут в Грецию, Черногорию, Хорватию, Турцию — в этих странах довольно демократичные цены на аренду лодок. Все европейское побережье Средиземного моря охвачено индустрией чартера яхт и предлагает развитую инфраструктуру для занятий парусным спортом. Сезон здесь длится с апреля по ноябрь, но есть места, где ходить можно круглый год: зима в Турции не сильно отличается от лета на Балтийском море. Зимним яхтингом стоит заниматься в Таиланде и странах Карибского бассейна, а вот летом и осенью там сезон ураганов. Абсолютно круглый год можно ходить на яхте на Канарских островах.

Впрочем, для некоторых любителей парусных путешествий понятие «сезон» практически отсутствует. «В Исландии яхтсмены ходят под парусом, бросая якорь в местных фьордах, загружают горные лыжи в тузик (надувную лодку) и отправляются на берег, чтобы подняться в горы и к вечеру спуститься вниз. Для отчаянного моряка интересно не пересечь океан с попутными ветрами, занимаясь чтением и рыбалкой, а обойти мыс Горн, где плохая погода 330 дней в году, побывать там, где нужно бороться за жизнь, а не там, где можно любоваться на мачты, попивая Просекко, — говорит Глеб Семеренко. — По мне, лучше быть залитым волной и бороться с ветром, чем сидеть на яхте в +45 без ветра, умирая от духоты».

Обычная миграция бывалого яхтсмена выглядит так. Весной он отправляется в самые теплые уголки Средиземноморья: на Мальту, Корсику, Сардинию или в Мармарис. С приближением лета он поднимается выше — на север Греции, в Хорватию, Испанию. В середине лета летит туда, где сезон длится один месяц, а погода, как зимой, — в Норвегию, Шотландию, Исландию. Осенью он возвращается на Средиземноморье, где вода очень теплая, а температура воздуха снова комфортная. С наступлением зимы он уходит из Европы на Канары и пересекает Атлантику, чтобы перезимовать на Карибах.

Самые искушенные ходят под парусом в Австралии или Новой Зеландии. В Таиланде и Малайзии акватории также подходят для опытных яхтсменов, поскольку там практически нет обустроенных яхтенных гаваней. Но экзотичность этих мест для многих перевешивает риски навигации в водах, для которых даже сейчас нет внятных карт.

Нужно ли покупать яхту?

Яхта морского класса в хорошем состоянии стоит от 50 до 400 тысяч евро. О покупке стоит задуматься только после того как вы попробовали несколько типов яхт, походили в нескольких морях в разные времена года и поняли, что хотите жить на яхте и путешествовать на ней не менее 6 месяцев в году. Если же вы собираетесь ходить в небольшие круизы 1-4 раза в год, то покупка яхты совершенно не оправдана — берите лодку в аренду. Однако если вы хотите участвовать в гонках, например в классе «ОПЕН-800», и у вас есть команда, вы готовы ездить на все этапы и намерены выигрывать, то надо покупать свою яхту и постоянно ее совершенствовать.

«Человек бывает счастлив дважды. Первый раз, когда покупает яхту, второй — когда продает», — смеется Глеб Семеренко. «Покупать яхту нужно тогда, когда есть непреодолимое желание ее купить и есть для этого возможность. В конце концов, купить яхту — это лучший способ потратить деньги», — замечает Александр Подсветов.

Техника хождения под парусом. Движение под парусом от причала. Движение под парусом

Яхтинг: Полное руководство

КАК ЛОДКА ИДЁТ ПОД ПАРУСОМ

Для многих людей плывущая лодка представляет собой загадочное зрелище. Действительно, если бросить в море кусок металла, он сразу утонет, между тем большие корабли, сделанные из многих тысяч тонн стали, благополучно в том же море плавают. Почему ?Первым на этот вопрос ответил греческий математик Архимед. Погружаясь в ванну, он обратил внимание на то, что вода, наполнявшая ее, выливается через край.

Продолжив наблюдения, Архимед обнаружил, что объем вытесненной воды совпадает с массой тела, а также то, что при погружении тела в воду на него действует выталкивающая сила, и если эта сила (вес вытесненной воды) равна весу тела, оно не тонет. Так была описана природа плавучести.

Лучше всего яхта идет в положении оптимального плавания (вверху в центре); скорость и ходовые качества лодки снижаются, если ее корпус находится выше или ниже этого положения. То же относится и к грузовому судну: груз заставляет его опускаться глубже в воду

Большой корабль плавает потому, что его корпус имеет огромный объем и вытесняет большое количество воды. С другой стороны, маленький кусочек металла вытесняет очень мало воды, поэтому фактически нет выталкивающей силы, которая могла бы удержать его на поверхности, и он тонет. Это элементарное объяснение можно проиллюстрировать на примере грузового судна: когда в трюме нет груза, оно немного поднимается на воде и опускается, если в трюм поместить груз (см. рис. вверху). Форма корпуса остается прежней, поэтому выталкивающая сила остается такой же, но вес груза увеличивает вес судна, заставляя его погружаться глубже в воду.

Читайте также:
Catfish 310 - обзор лодки, фото и видео

Если груз добавлять и добавлять, то наступит момент, когда судно исчезнет под водой, но, прежде чем это случится, оно достигнет точки, которую судостроители называют положением оптимального плавания. В этой точке судно наиболее устойчиво, его общий вес равен весу вытесненной воды.

Все эти рассуждения применимы к яхтам – они проектируются для погружения на уровень, который дает возможность достичь максимальной скорости и продемонстрировать ходовые качества при соответствующей форме корпуса, с учетом назначения судна. Легкие, быстрые гоночные яхты более плавучи, чем тяжелые крейсеры.

С точки зрения плавучести важным фактором является вес лодки, а при решении вопроса об эксплуатационных качествах судна конструктор должен принимать во внимание всю подводную часть корпуса. Ее форма и размер определяют скорость движения яхты, ее гоночные качества, а также размер внутренних помещений.

Форма корпуса самым непосредственным образом влияет на скорость судна. Чем более обтекаемую форму имеет его корпус, тем быстрее оно движется

Вес также влияет на остойчивость судна; тип и форма киля, количество балласта определяют, насколько оно устойчиво на воде. Глубокий балластный киль обеспечивает максимальную остойчивость, а выдвижной киль (шверт), прикрепляемый к бортам или днищу, уменьшает остойчивость.

Форма корпуса и вес судна – это те факторы, которые конструктор должен учитывать при разработке проекта, в соответствии с типом будущего судна.

Проект маленького круизера (лодки для путешествий, прогулочного судна) будет, разумеется, достаточно простым, а современные океанские гоночные яхты конструируются по очень сложным схемам.

Помимо плана размещения парусов, такелажа и общей компоновки внутренних помещений, чертежи корпуса обычно выполняются в трех видах: бок, полуширота и корпус, вместе они дают представление о форме корпуса судна и позволяют строителю в точности следовать указаниям проектировщика.

Бок показывает корпус яхты го стороны правого борта с контурными линиями (известными как батоксы), обозначающими форму корпуса, точно гак же как контурные линии на карте обозначают форму холмов и долин; вид со стороны левого борта будет, естественно, идентичным.

Полуширота похожа на бок, но эта проекция выполняется со стороны днища. На чертеже изображается только половина яхты ради экономии места (отсюда и название), наружный контур соответствует линии палубы.

Наконец, третья проекция показывает поперечное сечение корпуса, одна половина – со стороны носа к центру, а другая – от кормы к центру яхты.

Одна из самых важных задач, решаемых при проектировании парусного судна, – обеспечение его остойчивости. Стоит ступить в маленький круизер, он тут же наклонится в ту сторону, куда вы наступили, поскольку центр тяжести переместится.

Выталкивающая сила приложена в середине яхты, в точке, называемой центром плавучести (В), а сила тяжести (вес) действует в центре тяжести (G) и направлена вниз. Когда точка G находится прямо над точкой В, лодка пребывает в устойчивом положении, она не опрокидывается. Когда лодка наклоняется (кренится), например когда вы в нее ступаете, точки В и G уже не находятся на одной линии. Центр плавучести смещается вправо или влево относительно центра тяжести, и тогда лодка наклоняется в этом направлении. Однако, поскольку выталкивающая сила направлена вверх, а сила тяжести – вниз, вместе они создают поворачивающий рычаг, который стремится вернуть лодку в прежнее положение.

В – центр плавучести

G – центр тяжести

Эта сила известна как восстанавливающий момент, она противодействует крену и придает яхте остойчивость.

Хороший пример – яхта, идущая под парусом. Под давлением ветра на парус яхта кренится, точка В смещается в сторону от точки G, поэтому естественным стремлением для В и G является создание восстанавливающего момента, чтобы привести судно в исходное положение; это реакция остойчивой яхты.

На остойчивость лодки одновременно влияют несколько сил: боковая сила ветра, оказывающая давление на паруса, и противостоящая ей сила давления воды на киль. На швертботе (как показано на рисунке) вес членов команды помогает справиться с креном; на килевых лодках используется вес балласта

Однако у восстанавливающего момента есть предел, и, когда точка G оказывается по другую сторону от точки В, восстанавливающий момент оказывается направленным в другую сторону и превращается в опрокидывающий момент, что заставляет лодку переворачиваться, так как она теряет свою первоначальную остойчивость. Чтобы этого избежать, нужно восстановить положение, при котором яхта находится в нормальном состоянии, – когда точка G находится прямо над точкой В. Для достижения этого есть два способа:

1. Уменьшить давление ветра на паруса обезветриванием. Это дает лодке возможность вернуться в нормальное положение и возвращает G в положение над В. Обычно это достигается ослаблением, или травлением, шкотов (см. с. 189).

2. Использовать вес членов экипажа или балласта для увеличения восстанавливающего момента и противодействия крену. В плоскодонках в качестве балласта используется вес членов команды, они наклоняются в сторону высокого борта (или трапеции), чтобы вернуть судно в нормальное положение. На килевых яхтах используется вес балласта. Когда корпус кренится, киль поднимается, создавая сильный восстанавливающий момент, возвращающий яхту в нормальное положение.

Читайте также:
Джиговая ловля жереха летом

Сыр как наживка для ловли рыбы

Многие рыболовы знают, что сыр является хорошей насадкой для ужения усача. Однако в последнее время все чаще слышим, что на сыр клюет карп, сазан. На плавленые сырки неплохо берет угорь, линь. На более твердые, «вонючие» ловится голавль.

В этой статье узнаем на какие сорта сыра лучше всего походят для рыбалки, как их насаживать на крючок и с какими другими насадками сочетается сыр.

Кто клюет на сыр?

  • Подлещик
  • Голавль
  • Плотва
  • Красноперка
  • Карп
  • Линь
  • Сазан
  • Угорь

Твердый сыр

Сегодня в продаже очень много разного твердого сыра, а найти хороший не всегда легко. В нашем случае хороший сыр – это тот, который сделан в основном из натуральных ингредиентов. Рыба хорошо «разбирается» натуральный или нет продукт. Чтобы не ошибиться, лучше использовать либо проверенные сорта, которые вы точно знаете и постоянно покупаете, либо брать импортную продукцию.

Сыр лучше брать не слишком твердый, чтобы он с одной стороны хорошо сидел на крючке, а с другой – чтобы рыба смогла его скушать. Не стоит покупать сыр с плесенью. Рыба еще не до такой степени гурман, чтобы ценить элитные сорта сыра. Хотя, как знать, может через какое-то время продвинутые рыболовы приучат клевать рыбу только на дорогой сыр?

Для ловли голавля годится сыр чеддер и ему подобные сорта. Его режут на кубики размером 5 мм. С них можно срезать уголки и получить шарики. На крючок насаживают сыр так, чтобы жало выходило из насадки, как показано на рисунке.

Сыр еще насаживают на волосяную оснастку. Получается, что он находится возле крючка.

Нужно максимально близко насадить сыр на нить и получится такая аккуратная насадка, на которую часто клюют голавли. В основном на сыр ловят донками, реже фидером.

Плавленый сырок и творог для линя

Каждый рыболов, да и не только рыболов слышал о сырках «Дружба». Этот продукт отлично сплачивает небольшой коллектив из трех человек, если у них имеется правильный «аттрактант». На рыбалке плавленые сырки также не раз выручали. Все-таки это очень калорийная еда, которая хорошо идет с хлебом и под разные напитки.

Те, кто целенаправленно ловит линя отмечают, что он неплохо берет на плавленый сырок. Его также режут на кубики, а можно скатать из него шарики. Получится довольно мягкая насадка. На нее хорошо ловить поплавочной удочкой в заводях и на спокойных речных участках.

Если ловим на донку, то нужно дать сырку немного затвердеть, оставив его на некоторое время подсушиваться на воздухе. Некоторые рыбаки делают по-другому: добавляют немного ваты и катают шарики. Сырок можно добавлять и в прикормку также кусочками. Белые кубики будут очень выделяться на дне и привлекут линя.

Для ужения линя используют еще один тип сыра – творог. В некоторых случаях лучше использовать чуть прокисший творог. Сложно сказать, насколько кислым он должен быть. Это надо пробовать уже в процессе рыбалки. Понятно, что на крючке творог будет плохо держаться. Поэтому его смешивают с тестом, или с отварным картофелем, или с черным хлебом. Когда мешают с картофелем для вязкости добавляют манку или муку. Получается отменная насадка.

Мягкий сыр

В пластиковых емкостях продается мягкий сыр, который легко намазывается на хлеб. Для многих – это самый вкусный сыр. Его можно использовать для ловли на поплавочную удочку. Чтобы скатать из него шарик, в него добавляют муку и вату.

Как вариант, такой сыр если он очень мягкий, наматывают на крючок как манную болтушку. На него хорошо ловится подлещик, густера, плотва и красноперка.

Есть еще сладкий сыр для детей. Его можно смешать с хлебом, добавить ваниль и хорошо ловить красноперку и подлещика. В предыдущие типы сыров не стоит добавлять ароматизаторы

Подробная информация о других необычных насадках:

  • Вишня
  • Вымя
  • Креветка
  • Мясо и мясные продукты
  • Печень

Хорошие рыболовные интернет магазины позволят вам приобрести любые товары для рыбалки по выгодным ценам!

Подписывайтесь на нас в социальных сетях – через них мы публикуем много интересной информации, фото и видео.

Популярные разделы сайта:

Календарь рыбака позволит вам понять, как клюют все рыбы в зависимости от времени года и месяца.

Страница рыболовные снасти расскажет о многих популярных снастях и приспособлениях для ужения рыбы.

Насадки для рыбалки – подробно описываем живые, растительные, искусственные и необычные.

В статье прикормки вы познакомитесь с основными видами, а также с тактиками их использования.

Изучите все приманки для рыбалки, что бы стать настоящим рыболовом и научиться правильному выбору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: