Как ухаживать за рыболовными катушками

Уход за безинерционной катушкой. Основные правила

После того, как закрылся сезон открытой воды, ответственные рыбаки занимаются обслуживанием и ремонтом своих снаряжений. Безинерционная катушка – довольно сложный механизм и для того, чтобы в решающий момент она не подвела, на рыбалке не доставляла неудобств и чтобы дольше прослужила, за ней необходим регулярный и грамотный уход.

Многие владельцы катушек подчас даже не имеют представления о том, как правильно должен производиться уход за безинерционной катушкой. Поэтому в этой статье хочется уделить внимание плановому техническому обслуживанию безинерционных катушек.

Обслуживание любой безинерционной катушки следует проводить не менее одного раза в год. Это позволит поддерживать ее эксплуатационный и технический ресурс на необходимом уровне. Если же катушку часто используют в неблагоприятной среде для ее механизма (песчаная пыль, соленая вода, грязь и т.д.), или же катушка была уронена в воду, тогда смазывать ее необходимо в течение сезона использования несколько раз. Лучше всего если будет проводиться полная замена во всем механизме смазочных материалов, а не простое нанесение новой смазки поверх старой. Ведь для большинства уже не секрет, что в той воде, в которой мы ловим рыбу, содержится довольно огромное количество различных твердых (абразивных) микроэлементов, а те при попадании внутрь механизма безинерционной катушки, остаются на поверхности именно смазанных деталей.

Читайте также следующие статьи про катушки для удочек:

Порядок действий при очистке и смазке катушки

Рыбаки со стажем при разборке катушки рекомендуют располагать детали на бумаге по порядку их складывания. Разборка и сборка безинерционной катушки довольно нелегкий процесс. Рассмотрим простой порядок действий при осмотре и очистке безинерционной катушки.

Сперва с поверхности катушки тряпочкой следует удалить пыль, так как при дальнейшем вскрытии катушки она может попасть в механизм. Если же пыль въелась тогда следует протереть катушку тряпочкой или ушной палочкой, которая смочена в бензине для зажигалок или же эфиром.

Затем необходимо удалить пыль под ротором. Для этого снимаем шпулю и поворачиваем рукоятку катушки таким образом, чтобы ось шпули находилась в крайнем переднем положении.

С оси шпули снимаем стопорное кольцо с шестерней.

Затем следует отвернуть винт, который фиксирует гайку, держащую ротор и снять стопорное кольцо, если такое есть на Вашей катушке. На разводном ключе необходимо установить размер, который соответствует размеру гайки, и открутить ее. Если же гайка не поддаются больших усилий прилагать не стоит, так как на некоторых катушках у такой гайки обратная резьба. Необходимо попросту покрутить в другую сторону.

Когда открутите гайку, отметьте положение ротора по отношению к втулке, на которой он расположен. Для этого хорошо воспользоваться водостойким маркером, чтобы нанести точки на втулку и на ротор. Это необходимо затем, чтобы при сборке ротор поместить в прежнее положение. Если этим советом пренебречь, тогда при вращении ротор может начать чиркать. После этого следует сдвинуть ротор вперед.

Для того, чтобы удалить пыль, которая находится с внутренней стороны ротора и с корпуса катушки следует воспользоваться зажатым в пинцете ватным тампоном. Оси роликов обгонной муфты смазываем жидкой смазкой. Следует заметить, что в обгонную муфту не следует лить много масла, так как она будет проскальзывать. Особенно актуально это, если катушка будет использоваться в зимний период. После того как обгонная муфта была смазана, ротор следует поставить с учетом пометок на место, и слегка пошевелить его, чтобы он принял старое положение. Затем завинчиваем гайку, стопорное кольцо устанавливаем на место и привинчиваем стопорный винт.

После этого следует снять ручку и снять крышку, закрывающую механизм катушки. У некоторых катушек для этого требуется снять фрикционный тормоз или разобрать другие узлы.

Перед тем, как вынуть ведущую шестерню, следует пометить взаимное расположение шестерней. Это можно сделать, используя несмываемый маркер. Пометки необходимы для того, чтобы при сборке, возможно было обеспечить взаимное исходное расположение шестерней, поскольку у зубьев шестерней индивидуальная пригонка. Если же нарушить расположение, катушка будет вращаться с затруднением, и будет издавать звук. Следует заметить, что сегодня в продаже появляются катушки, в которых применена специальная технология, позволяющая не прибегать вообще к процедуре совмещения зубьев.

После того, как были сделаны пометки, необходимо вынуть ведущую шестерню. Если же ведущая шестерня, хотя бы с одной стороны вращается на втулках, необходимо трущиеся поверхности втулок смазать густой смазкой.

Внутри корпуса катушки другие трущиеся узлы также необходимо смазать густой смазкой. Переусердствовать не стоит, так как при нагреве катушки на солнце смазка потечет из щелей. После этого закрепляем на место ведущую шестерню, учитывая пометки, и закрываем корпус механизма катушки. Ручки ставим на место. Если трущийся узел рукоятки не на шарикоподшипниках, в таком случае его также смазываем густой смазкой. Шпулю также ставим на место. Густой смазкой смазываем оси вращения дужки и механизм возврата дужки.

Смазывая узлы возврата дужки, следует соблюдать осторожность – там есть различные мелкие детали, которые могут выпрыгнуть, если пошевелить при снятой защитной крышке дужку. В таком случае после того, как сняли защитную крышку, необходимо сперва достать незакрепленные детали, а уже потом смазывать.

Несколько замечаний относительно смазочных материалов

Использовать лучше всего смазку той же фирмы, что и катушка. Если же Вы не нашли такую смазку, тогда можно воспользоваться смазкой для катушки другой фирмы, это намного лучше нежели смазка, которая вообще не предназначена для катушек. Специальные смазки разных фирм-производителей обычно смешиваются нормально, но лучше этого не делать, а если Вы сменили марку смазки, желательно сначала удалить старую.

Для катушек также иногда используют смазки силиконовые для оргтехники. Но прежде, чем наносить эту смазку необходимо удалить старую, так как такие смазки плохо смешиваются с синтетическими и минеральными, которые в большинстве случаев используются для катушек.

Некоторые используют вакуумные масла, так как они химически являются нейтральными. Как крайний случай в качестве густой смазки можно использовать Циатитм 203, а в качестве жидкой – масло для швейных машин.

Для смазки катушек не рекомендуется использовать жидкость WD-40 и моторные масла. Особенно это актуально для катушек, которые содержат большое число пластиковых деталей, так как жидкость WD-40 и присадки, которые применяются в моторных маслах, могут спровоцировать их разрушение.

Читайте также:
На что клюет карась в июле, ловля на поплавочную удочку, видео рыбалки

Правильная эксплуатация и уход за безинерционной катушкой

Безинерционная катушка имеет очень простое техническое строение. Одним из важных компонентов катушки, является механизм подачи шпули. Эти механизмы бывают двух видов: локомотивный и червячный. Эти два механизма значительно отличаются по строению. Но описывать конструкцию катушек не мы не будем, так как посмотреть и сравнить их можно при покупке в магазине.

У продавца можно поинтересоваться, какой механизм подачи шпули у катушки. Стоит только заметить, что локомотивный механизм гораздо проще, так как детали делаются методом литья, а уже детали червячного механизма проходят дополнительную инструментальную обработку. По этой причине катушки с червячным механизмом стоят дороже, они долговечнее и надежнее в эксплуатации, а также имеют плавный ход.

В тормозной системе катушки предусмотрен мгновенный антиреверс, то есть мгновенный стопор обратного движения. Действие тормоза можно проверить наглядно, взяв катушку в руки и при включенной тормозной системе прокрутив ручку вперед и назад. Если ручка катушки при движении назад сразу остановилась, притом мягко без стука, то этот элемент присутствует.

В случае если при движении ручки назад прокручивается хотя бы на 5-10 мм и слышно характерный стук, то в этом случае тормозная система обычная, а не мгновенная. Мгновенный антиреверс дает возможность повысить чувствительность и сделать мгновенную результативную подсечку.

Ролик лесоукладывателя может иметь обычную форму в виде правильного конуса, который не так эффективно оказывает сопротивление закручиванию лески. Поэтому лучше найти катушку с роликом вида Twist-Baster, который от обычного отличается другой формой в виде неправильного конуса, то есть одна сторона конуса – немного больше. Леска, проходя через ролик вида Twist-Baster, соприкасается с большей частью поверхности, чем в обычном ролике, вследствие чего успевает лучше распрямиться, что очень важно при ловле плетеным шнуром. Фактически тонкий шнур, да еще и закрученный, даже хорошо уложенный на шпулю все одно через какое-то время сбрасывает петли. Поэтому ролик вида Twist-Baster, позволит продлить срок службы лески или шнура, экономя средства и сберегая нервы рыбака.

Помимо этого ролик должен быть непременно покрыт нитридом титана это материал, который имеет высокую стойкость к механическому стиранию. Этот сплав золотистого цвета.

Безинерционная катушка, как и любой другой технически механизм требует правильного применения. Следует осторожно эксплуатировать катушку, поэтому необходимо знать несколько правил.

Отводить дужку лесоукладывателя надо плавно пальцами до окончательного фиксирующего момента. Рукой до первоначального положения нужно сбрасывать дужку так, чтобы дужка упиралась на большой палец. Таким образом, предотвращается раньше времени износ и устраняется непроизвольный сброс дужки при забросе.

Не следует затягивать фрикционный тормоз сильно туго, и в случае если зацепили блесну за водоросли или корягу, то к себе не тяните с большой силой, так как это ускорит износ механизмов. Лучше к этому месту подплыть на лодке или потихоньку подтягивать леску руками. Старайтесь при эксплуатации не намочить катушку, особенно в речной воде. А также избегайте падений, ударов и т.д. Если катушка упала в песок, не переворачивая, поднимите ее, чтобы песок не насыпался внутрь. Затем метелкой из травы обмахните ее. Отсоедините шпулю и проверьте, есть ли песок вокруг штока ротора. Если же есть, в таком случае использование катушки лучше всего прекратить, так как в противном случае песок затянется внутрь ротора и окажется на шестернях. Дома ее необходимо разобрать и тщательно протереть. Хотя вероятность того, что песок окажется внутри не так уж и велика, как у воды, поскольку конструкция безинерционных катушек по возможности старается предохранять их механизм от такой неприятности.

Другой разговор, если катушка была уронена в воду. Ни в коем случае нельзя вращать рукоятку, так как грязь из воды может попасть в подшипник. Одной из самых распространенных ошибок спиннингистов является попытка проверить все ли с катушкой после падения в воду в порядке. Ловлю этой катушкой необходимо прекратить. А эту следует привести домой, разобрать, вытряхнуть воду, удалить смазку, подшипник промыть в очищенном бензине, просушить феном, все собрать и нанести новую смазку. Катушки, которые относятся к высокому классу довольно дорогие, поэтому такой тщательный уход без сомнения себя окупит, так как таким образом Вы продлите ее работоспособное состояние.

Катушку храните и перевозите в хорошо закрытой коробке, чтобы уберечь от попадания пыли и влаги. Если правильно эксплуатировать катушку, то обслуживание катушек сводится, лишь к своевременному смазыванию.

Видео – ремонт безынерционной катушки:

Заключение!

Возможно, если Вы первый раз проводите техническое обслуживание безинерционной катушки, эта процедура покажется Вам довольно громоздкой и сложной. Это так и есть, но только в первый раз. С каждым последующим разом разборка и смазка катушки будет даваться Вам легче и легче, как говориться опыт приходит с практикой.

Инструкция по уходу за катушкой. Как и зачем это делать

Главное оружие в арсенале любого рыболова — это катушка. Неважно, какой стиль ловли вы предпочитаете — твичинг, джиггинг или классическую проводку — от качества и состояния катушки напрямую зависит результат рыбалки. Именно поэтому за снаряжением надо регулярно ухаживать.

Лучше всего в том, как сохранить катушки в идеальном состоянии, знают те, кто их производит. Мы подготовили для вас инструкцию, которой пользуемся сами. Она поможет вашим снастям жить долго и счастливо.

Катушка Shimano Vanford

Что угрожает вашей катушке

Профессиональная катушка — это не просто леска, намотанная на шпулю. Как любой сложный механизм, катушка — дама весьма капризная и приветствует нежное и бережное к себе отношение. На её самочувствие влияет множество факторов: возраст, сложность конструкции, условия хранения и, в первую очередь, внешняя среда, в которой она работает. Непогода, температурные перепады, попадание инородных частиц могут сослужить недобрую службу и заметно сократить жизнь вашей верной подруги.

Поэтому качественный уход за катушкой — это пусть и не самая увлекательная, но важная часть жизни рыболова вне рыбалки. Втулки, шестерни, подшипники будут признательны, если им хоть иногда уделять немного внимания и заботы.

Читайте также:
Рыба Лобань: как и где ловить, вкусные рецепты, польза и вред

Простейший уход

Закончив ловлю, не торопитесь убирать снасти. Выделите несколько минут на элементарную профилактику — это позволит избежать потенциальных хлопот в будущем.

Большинство современных катушек не боятся прямого попадания влаги, поэтому их промывка тоже один из вариантов простейшего ухода. Но не переусердствуйте — сильный напор может повредить даже водонепроницаемую катушку, и тогда внутрь может попасть соль и песок.

После завершения водных процедур обязательно вытрите остатки влаги мягкой хлопчатобумажной тряпкой. По большому счёту, остаточная влажность вреда катушке не причинит, но со временем забытые водные разводы могут негативно сказаться на внешнем виде. В первую очередь, страдают хромированные детали.

Итак, для ухода вам понадобится мягкая ткань, щётка (зубная подойдёт) и ватные палочки.

Сначала демонтируйте шпули и ручки, очистите их от соли, грязи и лишней смазки с помощью щётки. Потом перейдите к более тщательной чистке: протрите пространство возле подшипников, уплотнителей и прочих движущихся деталей ватными палочками. После этого катушку можно собирать обратно.

Во время сборки желательно смазать нагруженные места жидкой смазкой. Какой — расскажем дальше. Не экономьте время на смазке даже внешних частей: вы здорово поможете катушке противостоять смертельной для неё болезни — коррозии. Плюс ко всему рекомендуем ослабить тормоз на время хранения. Так вы избежите преждевременной деформации и слипания тормозных шайб.

Профессиональный уход и смазка

Никому не пожелаем подобного сценария, но иногда случается беда: в катушке появляются посторонние звуки — скрежет, треск, стук. В подобном случае катушка нуждается в неотложном лечении, требующем полного разбора механизма на составляющие. В редких случаях может понадобиться замена деталей, но обычно достаточно простой смазки.

Учтите, что главное в процессе лечения — внимательно разбирать и собирать катушку, чтобы в результате у вас не осталась пара-тройка лишних деталей. Если не уверены в своих силах, лучше обратитесь профессионалам.

Если сомнений в собственных способностях не испытываете, давайте поговорим о видах смазки. Грамотный подбор смазки для отдельных деталей и механизмов вдохнёт в катушку вторую жизнь, вернёт ей плавное вращение и лёгкую работу.

По инструкциям заводов-изготовителей катушка нуждается в техническом обслуживании через каждые 50-60 рыбалок. Рыбачите в суровых условиях, в вашу катушку попадает пыль и песок? Готовьтесь проводить ТО ротора, дужки лесоукладывателя и рукоятки после каждой рыбалки и постоянно прислушивайтесь к работе катушки.

Интересный факт: в заводских условиях концерн SHIMANO пользуется семью видами смазок. Но для наших условий, как показала многолетняя практика, при проведении ТО достаточно трёх наименований: SR-G, ACE-0 и BANTAM. Каждая позиция ответственна за свой конкретный участок:

Уход за рыболовными катушками

Современная катушка – это достаточно сложное устройство. Катушка не только помогает ловить рыбу проще и легче, но и требует свою обязательную порцию заботы, выражающуюся в постоянном и правильном уходе за ней. В настоящее время самой популярной разновидностью катушки является безынерционная как самая демократичная во всех отношениях – и ценовом, и эксплуатационном.

Для того, чтобы катушка служила долго и при этом не теряла своих эксплуатационных свойств, за ней нужно правильно ухаживать. Конечно, если это катушка для спиннинга, то она волей или неволей постоянно находится в работе, главное при этом – как следует зафиксировать ее катушкодержателе, чтобы не было даже намека на люфт. Если же катушка используется на обычной удочке, не важно, донной или поплавочной, то, кроме отсутствия люфтов, нужно следить и за тем, чтобы в катушку не попадал разный мусор, песок, влага, и чтобы не происходило ее соприкосновение с землей. Для этого используются самые разные подставки под удилища, ведь чем дальше от земли и воды располагается катушка, тем меньше вероятность попадания в нее разных посторонних частиц.

Такая подставка может быть как самой простой самодельной рогулькой, так и специализированным фирменным держателем, род-подом, подставкой или стойкой. Если все-таки катушка не убереглась от падения в воду или, того хуже, в прибрежную грязь, отчаиваться не стоит. Если катушка упала в воду, то нужно просто дать воде вытечь, просто отложив ее в сторону. Вращать ее не нужно. Дома ее нужно аккуратно разобрать, тщательно удалить оставшуюся влагу, просушить малодоступные места феном и заново смазать все подшипники. Ели же при падении в катушку попала не только вода, но и набился мусор, катушку нужно отложить, чтобы вытекла вода, при этом вращать ее нельзя, чтобы не повредить механизм. Дома пострадавшую катушку нужно разобрать, удалить влагу и посторонние частицы, при необходимости – промыть детали в бензине, собрать и смазать ее заново.

Даже если катушка эксплуатируется в идеальных условиях, техобслуживание ее все равно нужно проводить регулярно. Регулярность зависит от условий и частоты использования. Хорошая фирменная катушка без проблем прослужит лет пять, а то и больше. Если же в ее работе появились посторонние шумы вроде скрипа или ее ход стал тяжелым и неравномерным, то пришла пора делать ТО.

Для проведения ТО понадобится набор крестовых отверток, смазка, плоскогубцы, пинцет, бензин, тряпка и кисточка. Первым делом с катушки нужно снять ручку, затем шпулю. Затем со штыря нужно снять все звездочки и шайбочки, открутить гайку и винт, снять ротор. Для обслуживания внутреннего механизма катушки нужно снять крышку. Перед разборкой внутреннего механизма нужно не забыть сделать пометку в том месте, где пальчиковая шестеренка своими зубцами касается главной, чтобы потом правильно собрать все обратно. Дальше в катушке выкручивается винт, снимается шток и вынимается основная шестерня. Если катушка в хорошем состоянии, смазка не почернела и не набилась грязь, то дальше можно не разбирать, а аккуратно протереть тряпочкой, смазать и собрать обратно. Если смазка черная и грязная, то придется разобрать катушку до конца, промыть все детали бензином, просушить их, вычистить как следует корпус, собрать все обратно, предварительно как следует смазав каждую деталь. Сборка проводится в обратном порядке. Вычищенная и смазанная катушка должна иметь легкий ход без посторонних шумов.

Читайте также:
Как подобрать поплавок по весу

Для того, чтобы катушка служила как можно дольше, а ТО требовалось как можно реже, после каждой рыбалки катушку нужно снять с удилища, насухо вытереть, уложить в специальный чехол. Хранить катушку нужно при постоянной температуре, поэтому балкон для этой цели использовать не рекомендуется. Если же катушка фирменная у или есть сомнения в собственных силах, то разумнее будет отнести ее в специализированную мастерскую, где ей сделают полноценное ТО профессионалы.

Уход за безинерционной катушкой. Основные правила

Уход за катушкой

Катушка – важная часть спиннинга, это стоит принять во внимание, когда осуществляется подготовка к зиме. Проводить смазку и чистку катушки рекомендуется регулярно.

При этом особое внимание нужно уделить следующим ее деталям:

  • протереть открытые места катушки спиртом;
  • смазать ролик лескоукладывателя;
  • почистить тормоз;
  • провести смазку подшипников на оси ручки.

Не забывайте! При этом можно использовать только катушечную смазку!

Уход за матчастью или сохраним все в целостности

Как только вы приобрели какой-то новый атрибут своего арсенала рыболовных принадлежностей, сразу же стоит позаботиться о его сохранности. Чем меньше будет лишних воздействий на составные элементы оснащения, тем больше они будут радовать вас и дольше прослужат. Начнем с самого главного в жизни любого рыболова – с удилища. Коснемся как спиннинговых удилищ, так и поплавочных.

Удилище.

Неотъемлемый элемент любого современного рыболова, будь он поплавочник или спиннингист. Современные материалы, из которых сделаны наши с вами удилища, при всей своей кажущейся прочности и надежности, на самом деле очень хрупкие и требуют аккуратного обращения. Графитовый материал (как основная составляющая современных удилищ) совершенно спокойно переносит многочисленные изменения угла расположения волокон, говоря иначе, выдерживает деформации на изгиб, но достаточно слабым ударом нарушить связанные между собой волокна – как удилище ломается, часто не сразу. Микротрещины, образующиеся в любом графитовом материале со временем (так называемая усталость материала) при мгновенном изменении на них прилагающиеся силы, приводят к образованию более масштабных трещин и расслоений, ведущих к поломке.


Так ломаются удилища после подсечки

Первое, от чего следует максимально исключить ваше удилище – не допускать бланк до ударов и пережимов. И если удар может привести к последующей поломке за забросе или вываживании, то попадание бланка удилища между какими-либо твердыми предметами приводит к образованию продольных и косых трещин в материале. Порой даже не подвергая удилище механическому повреждению из вне, оно ломается на забросе или подсечке. Особенно это хорошо видно на спиннинговых удилищах, но иногда случается и с поплавочными. Такой случай произошел с моим другом, когда тот ловил судака на джиг с лодки на Оке. Удилище с тестом 10-35 просто не выдержало заброса приманки весом в 28г, издав на забросе щелчок. Друг, поняв, в чем дело, на следующем силовом забросе добил палку. А причиной гибели хлыста стало банальное пропускное кольцо, лапка которого при сборке, возможно, слишком сильно была прижата монтажными нитками. То есть случился надлом в месте крепления кольца. Не зря же считается, что точки крепления колец – мертвые точки, и перенапряжения на них максимальны, если брать в расчет все удилище. Хорошо, что спиннинг был на гарантии и фирма заменила сломанный хлыст новым. И это у него не единственная поломка – за год до этого случая он сломал палку той же фирмы, но немного другой серии. Причиной гибели стало халатное отношение – тогда он оставил бланк, имеющий матовый черный окрас, под палящем Волгоградским солнцем. Погибла палочка под поппером небольшого веса, заброшенного хлестким силовым забросом. Я думаю, таких примеров можно привести массу.

Не менее редким явлением является задевание на забросе и подсечке веток деревьев, кустов и травы, или же неожиданный зацеп приманкой за вышеназванные препятствия. В большинстве случаев удилище ломается, причем ломается сразу. Представьте, вы силовым забросом пытаетесь послать джиг на фарватерную бровку, и забываете, что сверху или сзади вас находятся ветки кустов – и хорошо, если до них от кончика спиннинга и приманки метров 5-6, а если они вплотную? И по закону подлости, вы осознаете, что удилище непременно влетит в эти заросли, только тогда, когда уже руки пошли разгонять бланк на забросе. Итог один – печальные последствия для удилища и вашего бюджета, и в самых положительных случаях – вы рубите ветки удилищем, сохраняя ему целостность. Но такое продолжаться постоянно не может, и «травмы», полученные в таком бою, станут причиной скорой гибели вашего любимого спиннинга или удочки. Всегда внимательно осматривайте местность, и не допускайте ни малейшего удара бланком о ветки и стволы.

Так же не советую допускать попадания песка и пыли на стыки, на любые подвижные участки удилищ. Стык спиннингового удилища стоит натереть парафином или воском, это предотвратит заклинивание и обеспечит более мягкую и плотную посадку элементов. Конические поверхности маховых удилищ можно обработать так же тонким слоем воска, но это намного сложнее, и если у вас стыки не гремят и не болтаются – лучше оставьте все как есть, просто следите за ними, удаляя пыль и грязь.

Рукоятку (данное и следующее утверждение больше касается спиннинговых удилищ ) так же следует обработать влагостойким составом. Перепробовав множество различных средств, я остановился на двух проверенных мною и моими друзьями. Это растительное масло, желательно рафинированное и без запаха, и масло Johnson’s Baby с нейтральным запахом.


Рукоятка не боится влаги – она обработана

Процесс обработки рукоятки выглядит следующим образом – снимаем упаковочную пленку (она обязательно подлежит удалению с любых пробковых поверхностей), наносим на чистую губку или тряпочку масло и растираем по всей длине рукоятки. Если часть состава попадет на держатель и бланк, ничего страшного, потом чистой сухой тряпочкой протрете и все. Дожидаемся, пока впитается первый слой (обычно не более 3-5 минут), и проводим повторную обработку. Обычно пары раз хватает, чтобы защитить рукоять удилища от влаги на все лето. Для проверки эффективности я при ловле в забродку купаю периодически нижнюю часть рукоятки (до катушки) в воду, и ни разу не видел, чтобы пробковое покрытие начало слоиться или разваливаться на всех моих удилищах. Рукоятки из Eva такой обработки не требуют.

Читайте также:
Анчоус: фото, образ жизни рыб


…Eva способна выдерживать и ливень……


……..и снег….

Их достаточно периодически мыть или чистить притупленным лезвием ножа, соскребая грязь. Катушкодержатель следует отчищать от налипшей грязи губкой или деревянной палочкой, но, как правило, со спиннинговыми удилищами это происходит в меньшей степени, если только вы не упали в грязь и не изваляли спиннинг в глине.

Кольца подвержены не менее сильному износу и воздействию, как и рукоятка и бланк. После каждой рыбалки их следует протирать мягкой сухой тряпочкой (отлично подойдет кусочек сухой ватки), удаляя налет, который имеет пренеприятное свойство разрушать полировку вкладышей колец. Согласитесь, держать в руках удилище, отмытое и чистое, намного приятнее, чем браться за грязную, заляпанную рукоять, с такими же грязными кольцами. И как ни странно это прозвучит, на легких, и особенно ультралегких удилищах любое лишнее образование на кольцах и бланке придает немалую массу. Обрабатывать и ухаживать за кольцами стало легче после переоснащения многих современных бланков системой расстановки «К-concept», которая снижает вероятность перехлеста лески или шнура вокруг рамки кольца, но с нашей позиции, позволяет отмывать затертые кольца от грязи. Мои удилища PSYCHOGUN PGS692LLSF Extra Light Minnow Plugging и SEVEN & HALF оснащены именно этими кольцами, и проблем по уходу за ними обычно не возникает. Чуть сложнее чистить кольца TenRuy Lunakia с ее расстановкой РЕ – concept, особенно на вершинке – там колечки стоят под углом 45 градусов и добраться до вкладыша с внутренней стороны часто очень сложно, особенно, если учитывать размер колец. Я провожу чистку колец палочками для чистки ушей – очень удобно.

После чистки и обработки всего удилища бланк стоит покрыть полиролью для автомашин, это позволит отталкивать влагу и меньше садиться грязи на поверхности. Точно так же мы поступаем и с матчевыми и болонскими удилищами, уделяя особое внимание стыкам и кольцам.


Всегда ловите рыбу чистыми сухими руками. Поберегите свою матчасть

Маховые удилища стоит протирать влажной тряпкой и просушивать. С таким пунктом,как удилище, вроде все, еще раз призываю бережно относиться к своим любимым хлыстам, не допуская возможности их повреждения.

Катушка

Еще один подверженный сильному влиянию негативных факторов элемент. Стоит заметить, что катушки для матчевой или карповой ловли подвержены загрязнению гораздо сильнее, чем таковые для спиннинга, хотя это больше зависит от рыболова и его аккуратности. Любой катушке приходится работать в совершенно разных условиях – от лютых морозов при ловле на незамерзающих реках спиннингом или фидером, до раскаленного воздуха Астраханской дельты, с ее пагубным мельчайшим песком, забивающим все, что только можно. Кстати, и удилища серьезно страдают от такого песка, сносимого с барханов пляжей ветром. Плюс добавьте к этому дожди, повышенную влажность, и представьте, как тяжело катушке работать в таких условиях не ухоженной. Советую после каждой рыбалки вне зависимости от типа катушки и ее способа применения снимать шпулю и протирать мягкой, не ворсистой тряпочкой шток и ротор, весь корпус и рукоять с последующем смазыванием всех доступных движущихся частей. Стоит потратить минут двадцать на обслуживание дорогостоящих катушек, и они не подведут вас в самый ответственный момент. Раз в сезон необходимо сматывать шнур или леску со шпули и отмывать последнюю от налета, который, если его не трогать, становиться настолько твердым, что потом не поддается даже острым кромкам режущего инструмента. Следует своевременно отчищать шпулю от налета, который с помощью шнура разрушает нитридный бортик шпули как напильник мягкий металл. Запасные шпули для качественных катушек стоят немало, потому раз в сезон почистить шпулю – можно изыскать время на это.


Хорошие катушки слишком дороги, чтобы за ними не ухаживать

Пару раз в сезон всегда нужно проводить полное техническое обслуживание (ТО) катушки, отдавая ее мастеру, или если вы сами знаете, что и как, то самостоятельно. Всегда необходимо поддерживать то состояние катушки, которое позволяет ей работать продолжительное время, не подвергаясь воздействию износа. Обычно в полное ТО входит замена смазки, выставление люфтов до должного уровня и проверку на замену некоторых частей, если такое необходимо. Эксплуатировать катушку с серьезными внутренними изъянами противопоказано. Ненормальное состояние внутренних частей механизма может в любой момент привести к попаданию отломившихся или отсоединившихся частей в главную пару или в прочие шестерни, последствия очевидны – заклинивание на проводке, поломка зубьев шестерен и полная замена главной пары, опять же обходящейся в немалую сумму. Так же следует очень ответственно отнестись к выбору шнура для катушки, обращая внимание не только на разрывные нагрузки на бланке, но и рекомендации по лескам для катушки. Главный принцип тут – максимально уменьшить прилагаемые посторонние нагрузки на катушку, продлевая ей тем самым срок службы.

Шнур (Леска)

Звено, связывающее рыболова с приманкой и рыбой. Особый уход требуют монофильные лески, на них и остановимся более подробно. Известно, что мононить при ловле впитывает влагу, теряя в прочности какие-то проценты. Со временем прочность мононити восстанавливается, когда она высыхает, но не достигает начального уровня, и чем больше и чаще мононить подвергается воздействию влаги, тем менее прочной она становится. Поэтому советую после каждой рыбалки просушивать монофильные намотки лески. Это можно сделать прямо на реке,и для этого достаточно необходимого вам времени. Например, отловили вы день ультралайтом с монофильной леской, скажем, ловили форель. Собираясь домой, у автомобиля вдоль дороги растяните рабочий участок лески (на таких рыбалках он, как правило, небольшой) и, пока собираете сумку или переодеваетесь, то ваша леска высыхает. Наматывать ее нужно с небольшой натяжкой, не допуская образования петель. Срок службы лески увеличивается в разы, не говоря про ее прочность и технические характеристики. С флюорокарбоновыми жилками можно проводить нечто подобное, а вот со шнуром совсем необязательно. Мне ни разу не встречался шнур, который сгнил на шпуле катушки, будучи влажным.

Читайте также:
Раки: особенности ловли, наживка, снасти

Приманки

Требуют пристального внимания, ведь от них зависит, поймаем ли мы рыбу или не увидим ни единой поклевки. Следует избегать образования ржавчины на крючках и крепежных элементах приманок, все должно быть чистым и готовым к бою в любой момент времени, а это означает, что содержание коробок и сами коробки должно быть просушенными после каждой вылазки на водоем.


Редкие приманки — берегите их

Причем просушка не будет зависеть от того, ловили ли выприманкой или она просто лежала в коробочке. Я для просушки просто открываю все свои коробки и оставляю их такими на ночь. Как правило, утром они полностью сухие.


Не прислоняйте пойманную рыбу к себе- одежда не будет пахнуть рыбой и не спреет

Особое внимание следует уделить таким приманкам, как поролоновые рыбки. Поролон в силу своей структуры сильно впитывает влагу, и высыхает крайне долго. Этого времени хватает для того, чтобы на крючках появилась ржавчина. Это приводит к потере товарного вида приманки, к лишним запахам, и к ослаблению всей конструкции. Поэтому после ловли данными приманками, прежде чем их убрать в коробочку, пальцами отожмите с них воду. Обработанная таким образом поролоновая рыбка высыхает гораздо быстрее, а летом вообще – не успеваешь добраться до дома, как они уже сухие.

Вообще, сушить нужно все. Мы приобретаем приманки не для того, чтобы после месяца ловли их выкинуть или заниматься заменой их фурнитуры.

Одежда

Загрязняется или промокает редко. По крайней мере, у меня точно. Чтобы не мочить лишний раз экипировку, следует иметь при себе средства защиты от дождя. При передвижениях нужно быть аккуратным, чтобы не оступиться и не потерять равновесие, упав в грязь или в воду, намочив все документы и электронику. Сапоги после каждого выезда следует отмывать от грязи и сушить, особенно в летнюю жару. Поверьте, нет ничего хуже, чем утром залезать в холодные и мокрые сапоги, к тому же и пахнущие не совсем приятно.

Не лезьте туда, куда явно невозможно добраться. Если вы видите, что участок на самом деле недоступен, лучше примените логику и обловите его иным способом. Не нужно ломиться сквозь кусты или прыгать по крутоярам в надежде добраться до заветной точки. Оцените свои возможности, и увидите, что на холодную голову добраться до точки намного проще, чем бросаться сломя голову в первый свободный проем между зарослями кустов или крапивы. Так же не вылезайте на самый край глиняных бровок, особенно в холодное время года. Сколько было случаев, когда подмытый балкон бровки не выдерживал массы рыболова и обваливался. Тоже самое касается и ловли с крутых участков рек – не успеете опомниться, как полетите вниз, и хорошо, если все обойдется, а если вы что-то себе сломаете или на что-то напоритесь?

Все это позволит вам уберечь от негативных факторов не только вашу экипировку и материальную часть рыболовного оснащения, но и ваше же здоровье и нервы близких вам людей. Соблюдая эти правила, вы получите несказанное удовольствие от рыбалки и сохраните немалую часть семейного бюджета.

21.04.2012
Tags: Экипировка рыболова



Техническое обслуживание катушки и удилища (видео)

Разобранное удилище должно быть закреплено в тубусе так, чтобы его части не соприкасались друг с другом. Больше всего от ударов страдают места соединения штекерного спиннинга, в особенности часть, в которую вставляют вершинку изделия.

Итак, для того чтобы спиннинг служил вам долгое время, недостаточно протирать его после рыбалки.

Изделие требует постоянного наблюдения, тщательного ухода и своевременной реставрации его составляющих. Станет полезным для всех материал о новом месте лова.



Ремонт спиннинговых удилищ

Спиннинговые удилища моют таким образом, чтобы не допустить попадания воды внутрь, особенно следите за вершинкой. Из вершинки вода будет очень долго испаряться, а может и вовсе там остаться и нарушить балансировку снасти. Тоже относится и к фидерным удилищам и коленам матчевых удилищ.

Мыть удилище можно любым средством для мытья посуды. Намылив колена удилищ, оставьте их на несколько минут для того, чтобы средство разъело всю грязь в недоступных местах. Если рукоятка удилища моется плохо, то воспользуйтесь обычным стиральным порошком, так как он намного лучше отмывает.

Уход за безынерционной катушкой

Владельцы безынерционных катушек зачастую не имеют представления о том, каким должен быть хотя бы минимальный уход за катушкой, чтобы она не подвела на рыбалке, радовала своим мягким ходом и по возможности дольше прослужила. Между тем даже новая, недавно приобретенная катушка нуждается в подготовке ее к эксплуатации.

Перед рыбалкой

Прежде всего нужно установить катушку на спиннинговое удилище и намотать немного лески на шпулю. Желательно сымитировать нагрузку, возникающую при поимке рыбы, -для этого следует натянуть леску, одновременно подкручивая катушку. Таким образом вы сможете оценить реальные тяговые и скоростные характеристики вашей катушки, определить оптимальный режим ее эксплуатации. Катушка должна иметь “бархатный” ход и мягкий сброс дужки лесоукладывателя.

Затем вы наматываете на шпулю необходимое количество лески, выбранной вами для предстоящей рыбалки. Она должна заполнять шпулю целиком, не доходя 1-2 миллиметра до верхней кромки, тогда леска будет легко сходить при выполнении дальних забросов. Если лески не хватает, привяжите к ее концу отрезок более толстой лески (еще лучше – бэкинг) и дважды перемотайте ее на другие шпули, а в третий раз – на шпулю, которая будет стоять на вашей катушке во время рыбалки. При этом привязанный конец окажется внизу, а основная леска – сверху.

Другой способ приподнять леску – установить внутри шпули специальный вкладыш, изготовленный из твердого пенопласта, пробки, пластмассы или дерева. Смастерить их нетрудно (рис.1).

Еще одно важное для безупречного схода лески условие – борт шпули должен быть абсолютно гладким, без малейших заусенцев. Исследуйте его самым тщательным образом и при необходимости отполируйте мелкой наждачной бумагой, а затем пастой ГОИ на кусочке фетра, войлока и т.п. (рис.2).

Читайте также:
Воблер Megabass Vision 110
1. Шпули и вкладыши. 2. Справа шпуля со специально
отполированным бортом, слева –
без дополнительной обработки.

На рыбалке вам может понадобиться леска разных диаметров. Хорошо, если в комплект вашей катушки входит одна или несколько запасных шпуль – на них наматывают резервную леску. Если же вы их не купили, можно выточить на токарном станке или заказать нашпульники из фторопласта или нержавеющей стали – на рыбалке они дадут вам дополнительную свободу маневра (рис.3).

В катушке, долго пролежавшей без эксплуатации, механизм мог “слипнуться”, поэтому погоняйте ее на холостом ходу, проверьте работу всех узлов и постарайтесь их отрегулировать.

Если катушка издает нехарактерные звуки – пищит, визжит, шипит или вращается с усилием, попробуйте разобрать ее и найти причину. Для этого вам понадобится ремонтный набор: ключи, отвертки, пинцеты, а также чистая хлопчатобумажная вата или ветошь, смазки, очищенный бензин,спирт.

3. Фторопластовые нашпульники. 4. Снята шпуля.

Осматривайте катушку только на хорошо освещенном столе, покрытом плотной бумагой, и по возможности заглядывая в сборочный чертеж, если он был приложен к паспорту катушки. Сначала вы снимаете шпулю (рис.4) и рукоятку (рис.5).

Раньше катушки разбирались со стороны рукоятки – там располагалась крышка, сняв которую вы получали доступ к внутреннему механизму. Теперь большинство моделей сконструировано таким образом, что сразу крышку снять нельзя – сначала надо с помощью ключа отвинтить гайку ротора и передвинуть ротор вперед. Тогда появится возможность отвинтить внутренние винты и снять крышку корпуса.

Некоторые фирмы покрывают внешние винты темным декоративным лаком под цвет катушки, а внутренние остаются светлыми – тогда их легко отличить (рис.6).

5. Снята рукоятка. 6. Сдвинут ротор и снята крышка корпуса.

Удалив крышку, вы можете снять и главную шестерню, что открывает доступ к другим шестерням ротора и узлу раскладки лески. Если при осмотре внутреннего механизма вы заметили, что смазка в каком-то месте потемнела, это должно вас насторожить. Черный налет – продукт износа; кроме того, в узел могла попасть грязь извне либо грязной была сама прежняя смазка.

Надо плотно обернуть пинцет кусочком хлопчатобумажной ваты и аккуратно удалить всю старую смазку, провернуть ротор – откроется доступ к еще не очищенным местам (рис.7-10). После работы не забудьте маленьким пинцетом снять с механизма все волоски от ваты. Сухая вата лучше впитывает отработанную смазку, но если грязь застарела или слишком обильная, можно смочить вату в спирте.

7. Удаляется смазка с деталей
главной передачи.
8. Удаляется смазка
с главной шестерни.

Какую смазку предпочесть? Каждая фирма – производитель катушек выпускает также и смазку, и для каждой катушки лучше пользоваться “родным” маслом.

9. Удаляется грязь
из труднодоступных мест.
10. Чистый внутренний
механизм катушки.

Можно взять, конечно, и другое, но предварительно следует навести справки о его свойствах. В современных катушках много пластмассовых деталей, и даже очень хорошее масло, предназначенное для смягчения трения металла о металл, может разрушить эту катушку в два счета. Кроме того, возьмите себе за правило не пользоваться маслами, в которых вы лично не уверены. Масло с неизвестными присадками, грязные смазки или полученные в результате подозрительных химических опытов могут навсегда лишить вас любимой и весьма дорогостоящей катушки.

Прежде чем залить в катушку новую смазку (рис.11-12), надо тщательно удалить всю старую – иногда они бывают несовместимы.

11. Наружное смазывание катушки.
12. Смазывание внутреннего механизма.

Если в катушке зашипели подшипники, ее эксплуатацию надо немедленно прекратить. Наиболее уязвим подшипник узла лесоукладывателя – через его ролик проходит мокрая леска, которая несет с собой грязь, песок и т.д. Можно протереть подшипник сухой ваткой, но иногда требуется снять его с катушки (рис.13) и опустить пинцетом (или надев на коническую палочку) в чистую банку, куда налит очищенный бензин (для зажигалок или “Калоша”; автомобильный не годится – он содержит взвеси). Там подшипник надо слегка повращать (чтобы вся грязь и старая смазка растворились в бензине), протереть и поставить на место.

Смазка для катушек обычно выпускается двух видов – густая и жидкая. Тихоходные подшипники (на ручках) и внутренний механизм катушки требуют густой смазки, например Mitchell X3. Быстроходные подшипники (на дужке при подмотке, например, вращаются со скоростью около 1000 оборотов в минуту) нуждаются в жидкой смазке – типа Mitchell X7.

Для поездок на рыбалку рекомендуется сшить легкий капроновый чехол на синтепоне для катушки и пришить к нему специальный карман для походного ремонтного набора: инструментов, запчастей и тюбиков со смазкой (рис.14). Такой чехол удобен при хранении и транспортировке, а если и намокнет, то быстро высохнет.

13. Разобранный узел
лесоукладывателя.
14. Чехол, катушка, запасные
подшипники, инструменты
для ремонта, тюбики со
смазкой, спирт.

Если вы купили смазку не в тюбиках, а во флаконах, перелейте часть ее в использованный одноразовый шприц и наденьте на него иголку – с помощью такой масленки проще будет при необходимости “оживлять” подшипники или внутренний механизм.

На рыбалке

Чтобы рыбалка не превращалась в нервотрепку, советую, помимо основной, брать с собой еще и запасную катушку.

Перед самым началом эксплуатации погоняйте катушку на холостом ходу, отрегулируйте, подтяните где надо, чтобы она не подвела вас при первом же забросе. Если вы услышите хруст, визг, катушку заклинило или подшипник шипит, уберите ее в чехол и ловите запасной. Если же такой возможности нет, расстелите на земле тряпку или газету (главное, чтобы было чисто – ни песка, ни грязи) и проведите простейший техосмотр.

Причины “нештатного поведения” катушки могут быть разными. Если погода слишком холодная, смазка загустела и ход становится чересчур тугим, достаточно капнуть из тюбика или шприца свежей смазки. То же самое можно сделать с чуть попискивающим подшипником узла лесоукладывателя, если в него попала вода от мокрой лески, но предварительно надо, сняв шпулю, быстро повращать катушку вперед, тогда вода веером вылетит наружу вместе со старой смазкой.

Другое дело, если вы уронили катушку в воду. Ни в коем случае не вращайте рукоятку, иначе грязь из воды попадет в подшипник. Попытка проверить, все ли с катушкой в этом случае в порядке, – едва ли не самая распространенная ошибка спиннингистов. Ловите другой катушкой, а эту по приезде домой разберите, вытряхните воду, удалите смазку, просушите ветошью или феном, подшипник промойте в очищенном бензине, все соберите и заложите новую смазку.

Читайте также:
Фетучини с лососем

Катушки высокого класса дороги, и столь тщательный уход себя окупит, потому что так вы продлеваете ее работоспособное состояние.

Если вы уронили катушку в песок, постарайтесь поднять ее не переворачивая, чтобы он не насыпался внутрь, и обмахните ее метелкой из травы. Снимите шпулю и проверьте, налип ли песок вокруг штока ротора. Если да, эксплуатацию катушки лучше прекратить, иначе песок затянется внутрь ротора и попадет на шестерни. Дома ее следует, разобрав, тщательно протереть. Но вероятность того, что песок попадет внутрь, не так велика, как у воды, – конструкция катушек по возможности предохраняет их механизм от этой неприятности.

Ролик лесоукладывателя иногда издает при работе катушки нехарактерные звуки. В этом случае в зазоры надо капнуть смазку (рис.15).

Возвратная пружина механизма лесоукладывателя часто выходит из строя. Купить ее нельзя, но нетрудно сделать самому с помощью плоскогубцев, круглогубцев и бокорезов из стальной нержавеющей каленой проволоки, только диаметр рекомендую на 0,1 миллиметра меньше – тогда и пружина будет работать мягче (рис.16). В крайнем случае на рыбалке можно сделать пружину из английской булавки.

15. Смазывание ролика
лесоукладывателя.
16. Запасная возвратная пружина
дужки лесоукладывателя.

Ручка в месте ее крепления к корпусу разбалтывается, появляется люфт, который лучше устранить сразу. Для этого надо иметь набор регулировочных шайб, с помощью которых и “выбираются” люфты. В хороших катушках с торца подшипника всегда стоят шайбы – для точной регулировки зубчатого зацепления.

Пластмассовые втулки под главной шестерней обычно устанавливаются в относительно недорогих катушках (в дорогих – стоит подшипник). Они быстро изнашиваются, поэтому рекомендуется запастись более износостойкими втулками (рис.17), например тефлоновыми.

17. Запасные втулки-опоры главной шестерни.

Бывают ситуации, когда лучше ловить катушкой со втулками, нежели с подшипниками, – например в мутной воде, где много песка, который может быстро вывести катушку из строя. Втулки же песка не боятся, поскольку плотно охватывают опорные шейки.

После рыбалки

Приехав с рыбалки, тщательно протрите катушку. Она может быть в рыбьей слизи, земле, песке. Если в ней нет подшипников, то можно протереть влажным тампоном, а затем сухим полотенцем или быстро просушить феном.

Если катушка нормально работает, вы с ней аккуратно обращаетесь, то ее лучше лишний раз не разбирать. Открытые, доступные места можно протереть спиртом (он быстро улетучивается), капнуть смазки на ролик лесоукладывателя.

Но следует помнить, что чем ниже класс катушки, тем чаще в нее нужно заглядывать. Катушки с одним подшипником надо проверять дважды за сезон, катушки высокого класса могут уверенно проработать без “техухода” и два года. Как только “бархатный” ход пропал – пора ее проверить.

В конце рыболовного сезона проведите консервацию вашей катушки: удалите грязь, старую смазку, промойте подшипник в бензине (закрытые подшипники в удалении смазки не нуждаются), заправьте катушку свежей смазкой, погоняйте на холостом ходу и заложите на хранение.

Уход и обслуживание катушек

Современная рыболовная катушка, вне зависимости, безынерционная она или мультипликаторная, представляет собой сложный высокоточный механизм. И, как любой механизм, катушка нуждается в регулярном уходе и обслуживании. Многие рыболовы не безосновательно считают, что если работа катушки остается плавной и тихой, в течении первого и даже второго сезона беспокоиться о техническом обслуживании не стоит. Достаточно лишь своевременно очищать и просушивать катушку после рыбалки, не допуская попадания и высыхания грязи на внутренних узлах. Требуется всего лишь протереть мокрую поверхность катушки сухой тканью без ворса, в случае необходимости удалить грязь вокруг винтов и в полостях с помощью ватной палочки, смоченной в спирте. Также следует в профилактических целях осмотреть ось. Для этого необходимо снять шпулю и удалить всю попавшую с водой грязь с оси и внутренней поверхности шпули.

Какие смазочные материалы использовать при обслуживании рыболовной катушки? Традиционно считается, что лучшими смазками являются продукты, выпущенные тем же производителем катушки, которой вы пользуетесь. Однако, на рынке достаточно много высококачественных смазок от фирм, специализирующихся именно в данном секторе, зачастую более эффективных при обслуживании. В любом случае, перед нанесением новой смазки необходимо полностью удалить старую, по причине разного химического состава и возможной несовместимости.

Смазки бывают густыми или жидкими. В общем случае, густыми смазками обрабатывают шестерни, передаточный механизм и бесконечный винт, жидкими – подшипники. Перед применением конкретной смазки обязательно внимательно изучите информацию производителя на упаковке, для каких узлов предназначен данный продукт. Приведем несколько примеров.

  • – Смазки для подшипников Reel Butter Oil и Reel Butter Oil Saltwater, производство США. Обе смазки представляют собой синтетическое жидкое масло, обладающее сверх низкой вязкостью. В маслах присутствует присадка для предотвращения застыванию. Масло Reel Butter Oil Saltwater обеспечивает дополнительную антикоррозийную защиту от вредного воздействия соленой воды.
    • – Смазка Shimano WSFROIL 50. Жидкое подшипниковое масло в аэрозольной упаковке с тонким носиком. Мгновенное проникновение и удобство в работе.

    Густые смазки.

    • Густое синтетическое масло Reel Butter Greace. Содержит ингибитор антиржавчины, нейтрально к пластиковым и металлическим деталям. Для шестеренок и передаточного механизма.
    • Густая универсальная смазка спрей для катушек Daiwa Reel Guard Oil. Быстрое проникновение и обволакивание. Подходит для смазки подшипников и небольших трущихся поверхностей. Обладает отличными антикоррозионными свойствами.
    • Густая смазка Daiwa Molybdenum Grease. Обеспечивает высокое скольжение и уверенное антикоррозионную защиту. Для металлических узлов, исключая подшипники.

    Отдельной группой выделим наборы, сразу включающие в себя густую и жидкую смазки, а также чистящие средства. Очень удобный вариант, при котором не надо ломать голову, совместимы или нет различные масла.

    Набор смазок для катушек Reel Butter Lubrication Pack. Густая смазка для шестеренок и передаточного механизма, универсальное жидкое масло, специализированное жидкое масло для подшипников.

    Набор смазок для катушек Reel Case 123 Pack. Густая смазка для шестеренок и передаточного механизма, жидкая смазка для подшипников, пропитка для плетеных шнуров, средство для чистки от загрязнений.

    Набор для ухода за катушками Reel Cleaning Kit. Густая смазка для шестеренок и передаточного механизма, жидкое масло для подшипников, средство для удаления грязи, щеточка, отвертка, тканевая салфетка, четыре ерша.

    В случае, если при работе катушки появился посторонний звук или пропала былая плавность, необходимо “капитальное” обслуживание, подразумевающее разборку, чистку и смазку внутренних элементов. Очень большую помощь в разборке конкретно вашей модели окажет взрыв-схема, входящая в комплект поставки и видео ролики, в изобилии представленные в Интернете.

    В начале рассмотрим “облегченный” вариант разборки и чистки катушки. Снимаем шпулю и удаляем всю грязь и пыль со всех поверхностей, обращая внимание на передний бортик и полости с внутренней стороны. На ось нанесем две-три капли жидкой смазки и прогоним катушку несколько раз, добившись затекания смазки внутрь. Далее разбираем ролик лесоукладывателя, тщательно все протираем и также немного смазываем подшипник ролика лесоукладывателя жидкой смазкой. Откручиваем ручку катушки, удаляем загрязнения с помощью ватной палочки и аккуратно смазываем подшипник или саму ось ручки. Даже после такого быстрого технического обслуживания ваша катушка станет заметно плавней и тише.

    Теперь перейдем к “капитальному” варианту. Разборку следует производить на большой чистой поверхности, а еще лучше в пластиковом поддоне с низкими бортиками. Так вы гарантированно не потеряете ни одной мелкой детали, неожиданно “выпрыгнувшей” из катушки. Необходимо помнить, что все детали тщательно протираются керосином, бензином или спиртом до полного удаления старой отработавшей смазки. Любое потемнение старой смазки укажет на наличии в ней абразивных частиц и процесс износа. В качестве смазки рекомендуется применять не первое попавшее под руку масло, а специализированное средство, разработанное конкретно для обслуживания рыболовных катушек. Повторимся – на бесконечный винт и зубчатые передачи наносятся полужидкие или густые смазки, подшипники обрабатываются жидкими маслами. Внимание – при нанесении смазки не переусердствуйте, лишнее количество не означает лучшей работы механизма. Вполне достаточно тонкого слоя или пары капель.

    Итак, после снятия шпули проворачиваем ручку таким образом, чтобы ось максимально поднялась. Отворачиваем гайку, удерживающую ротор и отмечаем маркером положение ротора относительно втулки. Сдвигаем ротор вперед и убираем ватной палочкой всю грязь с внутренних поверхностей. Аккуратно наносим жидкую смазку на оси роликов обгонной муфты. После этого собираем роторный узел в обратном порядке. Далее снимаем ручку и крышку корпуса. Перед демонтажом ведущей шестерни не забудьте отметить взаимное расположение шестеренок с помощью маркера. В противном случае, прецизионная точность изготовления зубьев и подгонка одного зуба к другому может нарушиться, что приведет к затрудненному вращению. В современных катушках от известных брендов, в первую очередь, Shimano и Daiwa подгонка может и не потребоваться, но всё же следует обратить на это внимание. Сняв ведущую шестерню, густой смазкой слегка обрабатываем зубчики и бесконечный винт. На все внутренние узлы с трением также следует нанести тонкий слой густой смазки. Устанавливаем обратно ведущую шестерню, крышку корпуса и рукоятку. Наносим две-три капли жидкой смазки на ось шпули и ролик лесоукладывателя, добиваясь проникновения смазки внутрь механизма. Устанавливаем шпулю. Густой смазкой обрабатываем возвратный узел дужки.

    В заключении несколько простых советов, которые помогут значительно сберечь ваши нервы и финансы.

    Сразу после приобретения в магазине новой катушки, осмотрите её и удалите всю лишнюю консервационную смазку. В противном случае, к ней быстро прилипнет большое количество пыли, и начнется процесс износа внешних трущихся частей.

    Перед каждой рыбалкой не поленитесь и проверьте качество хода катушки, её плавность и тишину. Убедитесь в надежности и постепенном наращивании фрикционного тормоза. Посмотрите, насколько мягко и уверенно работает дужка лесоукладывателя. Осмотрите край бортика шпули, он должен быть безукоризненно гладким и чистым. Любой посторонний звук или затруднённость хода укажет на наличие абразивных частиц внутри механизма. Такую катушку лучше сразу отложить до полной разборки и полноценного ТО. Самый лучший вариант, когда на рыбалку берется запасная катушка, “на всякий случай”. Если вдруг основная катушка оказалась под водой, лучше сразу прекратить её эксплуатацию, а дома разобрать, просушить и пересмазать.

    В конце сезона необходимо тщательно осмотреть и, если требуется, разобрать, прочистить и пересмазать катушку. Не забудьте ослабить фрикционный тормоз, зачем попусту держать под нагрузкой несколько месяцев этот важнейший узел. Катушку, долгое время пролежавшую без работы, следует прогнать короткое время вхолостую для возможного разгона смазки.

    Как смазать безынерционную катушку видео

    Спиннинговая катушка сложный и в то же время деликатный механизм, значительно упрощающий лов рыбы с использованием спиннинговых, матчевых и болонских удилищ. Изделие состоит из определённого количества деталей, взаимодействующих между собой посредством передачи энергии от вращения рукоятки механизма рыболовом. Девайс способствует смотке и подаче шнура, а также посредством тормоза нивелирует возникающие в процессе ловли и вываживания трофея излишние нагрузки.

    Зачастую работа катушки проходит в весьма неблагоприятных условиях, связанных с воздействием на детали изделия воды и загрязнений от песка и пыли, что отражается на долговечности эксплуатации. Несомненно то, что механизм нуждается в обслуживании и одной из основных операций предупреждающих поломки и гарантирующих надёжную работу является смазка спиннинговых катушек. Именно об этом важном для девайса мероприятии пойдёт разговор в дальнейшем материале статьи.

    Нюансы обработки мультипликаторных катушек

    Рыболову стоит заострить внимание на обслуживании мультипликаторных катушек, которое должно производиться чаще и тщательней безынерционных вариантов механизмов. Ввиду конструктивных особенностей, детали мультипликатора находятся в корпусе, в который проще попасть загрязнениям и влаге, что может значительно снизить срок службы изделия.

    Важно! Выбор смазки для спиннинговой катушки такого типа останавливают на водостойких и не подверженных быстрому высыханию составах.

    К тому же в подшипниках должно постоянно находиться избыточное количество смазывающего вещества, препятствующего попаданию внутрь детали влаги и абразива. Недостаточно смазать катушку для спиннинга раз в сезон, мультипликатор подвергают осмотру и проверке наличия смазывающих веществ после каждой интенсивной рыбалки.

    Особенности обслуживания рыболовных катушек

    Современная рыболовная катушка представляет сложный механизм, узлы которого находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и подвержены воздействию внешней среды. От состояния этих узлов зависит работоспособность и долговечной катушки.

    При эксплуатации катушек они подвергаются трению, нагреванию, воздействию солнца, низких температур, влаги и песка. Все это приводит к тому, что нарушается плавность хода катушки, нарушается целостность поверхностей взаимодействующих деталей и катушка ломается.

    Общие рекомендации по уходу за рыболовными катушками:

    • берегите катушку от падений и ударов;
    • не допускайте попадания внутрь воды и песка;
    • плотно крепите катушку к удилищу;
    • во избежание повреждений перевозите катушку в прочном чехле;
    • при хранении ослабьте фрикционный тормоз;
    • 1-2 раза в сезон производите смазывание узлов катушки.

    Смазывать нужно корпусные подшипники, подшипники втулки и крышки, зубья главной и ведомой шестерен, втулку с червяком, уплотнения, рычаг стопора, ролик лескоукладывателя, толкатель, шток, пружины и уплотнения.

    Уход и профилактика поломок

    В течение рыболовного сезона любой механизм неоднократно подвергается вредному воздействию от избытка влаги и попадания внутрь корпуса песка, разрушающего рабочие поверхности взаимодействующих деталей. Избежать этих негативных воздействий не получится даже при самом щепетильном отношении к изделию. Профилактика поломок и уход за девайсом заключаются в смазке механизма и очистке внутренних и наружных поверхностей от загрязнений.

    Чтобы катушка не вышла из строя, профилактические работы нужно производить не реже одного раза в год. Ведь даже нечасто задействованный механизм склонен к естественному высыханию смазок и коррозии металлических поверхностей рабочих деталей и соединительных элементов, возникающих от присутствия влаги в воздухе.

    Когда необходима смазка

    Кроме обязательного осмотра и обслуживания катушек перед началом нового рыболовного сезона механизмы требуют внештатной чистки и смазки при возникновении ряда ситуаций, которые могут в дальнейшем негативно повлиять на работоспособность изделия. К такого рода форс мажорам относят долговременное пребывание изделия в воде, когда велика вероятность наполнения корпуса влагой. Также попадание песка и грязи на рабочие части девайса и внутрь корпуса не поспособствует корректной работе катушки на следующей рыбалке.

    Смазывать катушку спиннинга придётся и в случаях, когда велась интенсивная рыбалка, сопряжённая с силовым вываживанием рыбы и частой работой механизма вызванной динамичностью проводок, особенно тяжёлых приманок. Своевременное обслуживание позволит сохранить безынерционку в работоспособном состоянии на более длительный по времени срок.

    Идеальное решение – Смазка для рыболовных катушек EFELE


    Смазка для рыболовных катушек EFELE изготовлена на базе синтетического (ПАО) масла, загущенного литиевым мылом. Она может использоваться для любых узлов любых видов рыболовных катушек. Материал работает дольше более дешевых аналогов и не имеет запаха. При низких температурах она не застывает и не нарушает плавность работы механизмов. При высоких температурах она не вытекает из узлов, поэтому достаточно 1-2 обслуживаний катушки в сезон. На полную процедуру смазывания катушки тратится около 1 грамма материала.

    Достоинства смазки для рыболовных катушек EFELE:

    • защищает от коррозии;
    • не разрушает пластмассы и резины;
    • не вытекает из узлов при нагреве;
    • не замерзает при температурах до -50 °С;
    • подходит для любых узлов любых типов катушек;
    • не имеет запаха;
    • удобная упаковка позволяет точно и дозированно расходовать смазку.

    Чем смазывать катушку спиннинга

    В теории смазкой для катушек может служить обычное машинное масло и даже солидол, но на практике для сохранения оптимальной работоспособности и обеспечения эффективной защиты рабочих поверхностей трущихся деталей лучше применять специальные смазывающие составы. Эти составы разрабатываются производителями катушек. Практически каждый бренд имеет собственные наработки в смазывающих составах, предлагающиеся для обслуживания девайса при его покупке, чем и стоит пользоваться. По консистенции смазки бывают жидкие – для обработки роторов и валов катушки, а также густые – для смазки шестерён и подшипников.

    Одной из особенностей смазки рыболовной катушки считается универсальность некоторых видов составов, которые предназначаются для обработки всего механизма в целом. В последнее время на рынке появились эффективные силиконовые смазки для безынерционок и мультов в виде аэрозолей, которыми гораздо удобней обслуживать механизмы.

    Смазка для рыболовных катушек. Как выбрать?

    Ассортимент смазок для катушек представлен силиконовыми, синтетическими и минеральными смазками и маслами.

    Чтобы правильно выбрать смазку для рыболовной катушки нужно знать устройство и основные конструкционные материалы, из которых изготовлена катушка. Например, в пластиковых катушках целесообразней применять силиконовые или синтетические материалы. Минеральные смазки могут разрушить пластиковые и резиновые детали.

    Масла тоже подходят не для каждого узла катушки. Ввиду их низкой несущей способности оно под воздействием центробежных сил быстро вытечет из подшипников. Вытекшая смазка может загрязнить все внутреннее пространство катушки, что при следующем обслуживании приведет к кропотливой очистке.

    Помимо эксплуатационных особенностей смазка для рыболовных катушек должна обладать следующими свойствами:

    • быть совместимой с пластмассами, металлами, резинами;
    • обладать устойчивостью к высоким и низким температурам;
    • защищать от влаги;
    • не вымываться водой;
    • отсутствие запаха;
    • обеспечивать легкую работу узлов катушки.

    Обычные минеральные смазки не соответствуют данным требованиям. Как правило, у них есть запах, способный отпугнуть рыбу, они могут разрушить пластиковые детали, вытекать из узлов при высоких температурах. В холодное время года такая смазка загустевает, нарушая плавность работы катушки, вызывает повышенный износ в подшипниках, шестернях и червячных передачах катушки.

    Как разобрать катушку спиннинга

    Для того чтобы разобрать катушку, рыболову потребуется определённый план действий и небольшой набор инструментов. Работу по разборке лучше всего выполнять на столе, покрытом чистым листом белой бумаги, на которой лучше видны детали изделия. Также необходимо хорошее освещение. Из инструментов будут востребованы: крестовая и плоская отвёртки, пинцет, круглогубцы, кисточка, большая швейная игла, старая зубная щётка и бытовой фен. А также стоит запастись кусочками мягкой ткани, для протирания деталей и корпуса от старых смазок и грязи. Для промывки составляющих девайса нужно иметь керосин или небольшое количество бензина.

    Важно! Разборка ведётся с последовательным раскладыванием согласно очереди демонтажа снятых деталей – эти действия обеспечат безошибочную и точную сборку уже обслуженных и смазанных элементов.

    Последовательность смазки

    Работу начинаем неспешно, запоминая очерёдность и принципы снятия составляющих изделия. Изначально снимаем ручку и откручиваем зажим, удерживающий шпулю. Следом нужно вынуть втулку с подшипниками и набором регулировочных шайб. Осуществив данную операцию, приступают к демонтажу обгонной муфты. Извлечённые детали протирают тканью и при помощи иглы очищают от мусора, последовательно укладывая элементы механизма на стол. Далее откручивают пыльники, также подвергая их тщательной очистке от песчинок и иных загрязнений. Теперь рыболов добрался до сердца механизма, а именно до самой передаточной коробки. Коробка извлекается из корпуса при помощи пинцета.

    Отметив, маркером, расположение относительно друг друга шестерён начинаем их извлечение. Достаём стопор каретки и саму каретку. Вынимаем ось и одну из шестерён главной пары. После данной манипуляции можно достаточно удобно чистить и обрабатывать смазкой все детали. Убрав остатки старой смазки и видимые засоры, детали отмывают в керосине или бензине, протирают тканью и просушивают феном. Высушив, подвергают смазке и приступают к обратной сборке девайса.

    Густая смазка в подшипники и на валы наносится во время непосредственного соединения элементов механизма. Опытные рыболовы не раз сталкивавшиеся с обслуживанием катушек проделывают все вышеописанные операции в течение часа. Новичку понадобится гораздо больше времени и усердия для выполнения работы, а для точности сборки посоветуем сопровождать операции фотосъёмкой, чтобы облегчить обратный сборочный процесс и исключить ошибки монтажа.

    Смазки для катушек

    Самым оптимальным решением являются специальные смазки, созданные именно для рыболовных катушек. Наиболее популярная из них на сегодняшний день это смазка для рыболовных катушек от EFELE. Смазка продается в удобном дозаторе, что позволяет легко смазать труднодоступные места катушки, а также совсем не имеет запаха (смазки с запахом попадают на леску и отпугивают рыбу). Зимой выдерживает морозы до -50. В общем мы советуем.

    В случаях, когда происходит срочный ремонт в полевых условиях, в качестве смазочного вещества для бобины вполне подойдёт машинное масло или солидол, но только как временная мера. При выполнении же профилактики и ТО следует пользоваться специализированными смазками, недостатка в которых на сегодняшний день не ощущается. Так чем же смазать катушку для спиннинга?

    Условно все применяемые рыболовами антиадгезивы можно разделить на 3 группы:

    1. Фирменные от производителей катушек: Shimano, Daiwa и Abu Garcia. Выпускаются в виде спрея густого (красный колпачок) или жидкого (синий). Последний применяют для подшипников, а более вязкий — для всех остальных деталей устройства.
    2. Отечественные марки ЦИАТИМ-221 и 221-F морозостойкие, не портят резиновые уплотнения и пластиковые детали, устойчивы к воде. Ими промазывают подшипники.
    3. Силиконовые смазки для оргтехники СИ-180 и ПМС-200 — бывают различной консистенции от очень густых, до совсем жидких, абсолютно инертны и могут работать в мороз и жару. Для подшипников есть силиконовая смазка для катушки с тефлоновым наполнителем ОКS-1148 — она устойчива к высоким температурам и агрессивным средам. Все эти антиадгезивы водоотталкивающие.

    Конечно, лучше применять смазку от изготовителя катушки, которая нуждается в ТО. Но если не получилось по каким-то причинам воспользоваться фирменной, то можно употребить всякую универсальную для бобины (спиннинговое механическое устройство).

    Назначение густых: уход за шестернями, шарикоподшипниками, они не вытекают из конструкции, а универсальные смеси получают соединением густых с жидкими, добиваясь требуемой консистенции. Многие рыболовы сочетают различные типы: к примеру, контакты большой и ведомой шестерён покрывают силиконовой смазкой, а втулки и подшипники — фирменными Shimano или Daiwa.

    Вывод напрашивается один: рыболовные катушки требуют проведения профилактики и хорошо, когда она будет выполняться фирменными материалами. Но и в том случае, если применять смазку ЦИАТИМ или силиконовую, качество ТО не ухудшится.

    Можно ли смазать катушку не прибегая к её полной разборке

    Особенно часто начинающие рыболовы задаются вопросом – можно ли осуществить смазку катушки для спиннинга, не прибегая к её разборке. Вопрос актуален для новичка, так как каждая катушка отличается строением и конструктивными нюансами своей сборки и только специалист сможет грамотно обслужить механизм. Но, к сожалению, стоит отметить, что без вскрытия корпуса и извлечение составляющих элементов изделия очистить механизм и эффективно его обслужить не представляется возможным.

    Важно! Аэрозольные спреи лишь частично снимают проблему по смазке, не устраняя последствий засорения шестерён и валов коробки.

    Если рыболов неуверен в своих способностях грамотно произвести обслуживание девайса, лучшим вариантом станет довериться сервисным службам или более опытным в этом деле соратникам по рыболовному делу, которые выполняют работы качественно и без потерь работоспособности катушки.

    Недостатки мультипликаторных катушек

    Конечно, решая, как выбрать катушку для спиннинга, и какой она должна быть, нужно учитывать и недостатки той или иной снасти. У «мультов» много плюсов, но есть и явные недочеты, о которых необходимо знать. Во-первых, их нужно постоянно настраивать. В обличии от безынерционных моделей, которые настраивают только раз, а потом просто проверяют их состояние, мультипликаторные катушки требуют новых индивидуальных подстроек под каждое место ловли и блесну или воблер. Что очень неудобно. Эта снасть оснащена регулировочной системой тормозов, которую, собственно, и приходится каждый раз подстраивать.

    Еще один момент, вызывающий нарекание со стороны рыболовов – это трудности ловли маленькими приманками. Обычно берут блесны и воблеры тяжелее 6 грамм, с меньшими могут возникнуть проблемы. Особенно если спиннинг в руках новичка. С другой стороны, «мульты» часто берут, когда нужно обловить участок водоема большой и тяжелой снастью.

    Поначалу у новичков могут появиться проблемы с забросами. Весьма вероятно образование «бород», которые более свойственны при использовании инерционных катушек. Но это от нехватки опыта. Если немного потренироваться и, как говорится, набить руку, эта проблема уйдет.

    В общем, каких-то особых нерешаемых проблем с мультипликаторными катушками у новичков не появляется. Эта хорошая альтернатива безынерционным моделям. Лучше всего начинающему спиннингисту освоить обе эти снасти. При этом останется только подобрать под себя модель «мульта». Это может быть либо «бочонок», либо «мыльница». Так что нужно еще ознакомиться и с этими понятиями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: