Как настроить фрикцион на катушке

Как настроить фрикцион на катушке

Успех рыбной ловли зависит не только от мастерства рыболова, но и правильного подбора снастей. Более того: некоторые элементы оснастки нуждаются не только в правильном подборе и монтаже, но и точной регулировке. И сегодня мы поговорим о правилах настройки фрикциона на катушках безынерционного типа и немного затронем мультипликаторы.

К сожалению, не все начинающие рыболовы знают о предназначении фрикционного тормоза, а разумно использовать его могут и вовсе единицы. А между тем, грамотно отрегулированный фрикционный тормоз способен спасти от поломки дорогостоящую снасть и помочь выкачать очень весомый трофей.

  1. Зачем нужен фрикционный тормоз?
  2. Виды фрикционов для безынерционок
  3. Настройка фрикциона безынерционки «под максимум»
  4. Регулировка под рыбу
  5. Настройка байтраннера
  6. Настройка фрикциона на мультипликаторе
  7. Советы начинающим

Зачем нужен фрикционный тормоз?

Все современные безынерционки и мультипликаторы оснащаются фрикционным тормозом. Этот механизм настраивается под определенную нагрузку. Если таковая нагрузка ложится на снасть, включается фрикцион, обеспечивающий выматывание лески. Стоит воздействию ослабеть, и выматывание лески прекращается.

Правильная регулировка фрикциона обеспечивает:

  • Эффективную подсечку без сверхнагрузок на снасть.
  • Отработку рывков крупных трофеев при вываживании.
  • Сохранность снасти при зацепах.

Правильно настроенный фрикцион позволяет оперировать деликатной оснасткой при ловле экземпляров, превышающих границы тестов. Он необходим при отработке зацепов, особенно частых при ловле хищника в крепях. Словом, при правильном подходе вещь очень полезная и нужная.

Виды фрикционов для безынерционок

Вкратце пробежимся по разновидностям фрикционных тормозов:

  • Передний. Фрикционный тормоз этого типа имеет самое простое устройство и применяется преимущественно на скоростных безынерционках. Регулируется он при помощи специального винта, расположенного в передней части катушки. Он встроен в шпулю и отдельной замене не подлежит. К достоинствам этого варианта относятся легкость и относительная дешевизна. К минусам – относительно невысокая надежность и склонность к самозатягиванию. Хороший механизм рассчитан в среднем на шаг в 300 граммов за один щелчок регулировочного винта.
  • Задний. Более надежный, но тяжелый и дорогостоящий вариант, которым оснащают силовые катушки. Он расположен позади катушки, там же вмонтирован и регулятор. Такой фрикцион лучше показывает себя при трофейной ловле благодаря надежности и устойчивости заданных значений, однако регулировка менее точная – в среднем 500 граммов на щелчок.
  • Комбинированный. Это катушки одновременно с передним и задним фрикционом, которые переключаются благодаря байтраннеру. Такие катушки очень надежны и удобны, но, к сожалению, дороги и тяжелы. Их используют преимущественно при пассивной ловле.

Настройка фрикциона безынерционки «под максимум»

Существует масса мнений по поводу использования фрикциона. Одни рыболовы утверждают, что он снижает спортивный накал ловли, предпочитая сражаться даже с крупными трофеями на максимально зажатом механизме. Другие, напротив, настраивают его настолько слабо, что он включается в работу даже при поклевке 200-300-граммовой щучки-травянки.

Что ж, это их точка зрения, имеющая право на жизнь. И универсальных советов тут быть не может: грамотный рыболов оперирует фрикционом избирательно, под себя, да еще и подгоняет его под условия ловли.

Однако если вы еще не обладаете достаточным опытом и чувством снасти, стоит регулировать тормоз «под максимум» в соответствии с заявленной производителем разрывной нагрузкой лески.

Для корректной настройки потребуется груз соответствующей массы. Он должен быть слегка легче, нежели установленная для лески нагрузка на разрыв. Идеальное значение в 70-80% от этой нагрузки (например, для лески с прочностью на разрыв в 7 кг берем груз в 5-6 кг).

Настройка выполняется на полностью снаряженном спиннинге (фидере, донке). Действуем следующим образом:

  • Снаряжаем снасть и крепим груз к леске (либо цепляем за крючок приманки).
  • Располагаем груз на полу на расстоянии нескольких метров от себя. Оптимальна любая ровная поверхность.
  • Затягиваем фрикцион полностью и отпускаем на один щелчок (отпуск даст некоторый запас, необходимый для амортизации).
  • Имитируем подсечку и начинаем подмотку лески (приподнимаем кончик удилища, сохраняя угол примерно в 45 о ). Иногда поднимают груз по вертикали, но нужно быть осторожными, чтобы не повредить снасть – в таком случае на нее приходятся критические нагрузки.
  • Постепенно отпускаем фрикцион, следя за тем, чтобы груз оставался на месте.
  • Как только тормоз сработает (вы услышите звук трещотки, леска начнет выматываться), прекращаем регулировку.

Многие рыболовы настраивают фрикцион непосредственно на водоеме. Такой точности, как в прошлом примере, достичь не удается, зато тормоз можно отрегулировать конкретно под себя.

Для этого достаточно зацепить крючок за ствол дерева, отойти в сторону на несколько метров и действовать, как в предыдущем случае. Однако здесь маркером правильной настройки являются субъективные ощущения рыболова. Как только удилище изогнулось близко к критическому, потихоньку отпускают регулятор до активизации трещотки.

Регулировка под рыбу

Как уже было сказано выше, опытные рыболовы регулируют фрикцион под себя, в зависимости от условий ловли и предполагаемой добычи. Например, сверхдальние мощные забросы с тонкой оснасткой, которые нередки при ловле жереха, лучше выполнять на ослабленном фрикционе – это снижает риск обрыва лески.

Однако нужно понимать, что ослабленный тормоз снижает эффективность подсечки. Леска стравливается, рывок теряет силу, что очень нехорошо при ловле щуки или судака, славящихся твердым небом. Да еще и мощный хищник, почувствовав неладное, может уйти в растительность или коряги. Это значит, что при целевой охоте на этих хищников желательно затягивать тормоз под максимум.

В принципе, этим можно было бы и обойтись, если бы речь шла об экземплярах весом до 1,5-2 килограммов – ничего регулировать не нужно. Но если клюнет более весомый трофей, фрикционом придется поиграть, отпуская и подтягивая его в процессе вываживания по мере утомления рыбы.

С окунем складывается противоположная ситуация. Губы у этой рыбы мягкие, легко пробиваются на подсечке и могут оторваться при агрессивном вываживании. Это значит, что для окуня (равно как язя, голавля, жереха) нужно настраивать фрикцион более мягко. Не слишком сильно затягивают тормоз и при ловле карпа и прочей крупной мирной рыбы на донные снасти.

Читайте также:
Какая лодка лучше ПВХ или резиновая

Настройка байтраннера

Современные силовые катушки иногда оснащают интереснейшей опцией, байтраннером. Спиннингистам этот механизм особо не нужен, ведь он существенно утяжеляет снасть. А вот для любителей донной ловли или троллинга без него придется туговато. Клюнувший солидный экземпляр может попросту утащить снасть с настроенным на вываживание тормозом. Жесткая фиксация удилища тоже не поможет: или леска оборвется, или сломается бланк. Так что или держать снасть руками, или не сводить с нее глаз, все время находясь поблизости.

Байтраннер – это механизм катушек с двумя фрикционами. Передний обычно настраивают на штатный режим вываживания, то есть, более жестко. Рычаг байтраннера отключает передний фрикцион, задействуя задний, настроенный не столь туго.

При поклевке с включенным байтраннером леска отпускается при незначительном усилии, звучит сигнализатор (хоть электронный, хоть колокольчик), рыбак подбегает к снасти. Далее достаточно провернуть рукоять катушки – и включается передний фрикцион, затянутый на подсечку. При вываживании солидных экземпляров можно периодически включать и отключать байтраннер, выкачивая рыбу. Это гораздо проще, чем в экстремальных условиях играть фрикционом.

Настройка фрикциона на мультипликаторе

Мультипликаторные катушки – высокотехнологичные устройства со сложной системой тормозов. Упор делается на настройку основных тормозных механизмов. Фрикцион подгоняется в последнюю очередь.

При ловле в заброс обычно применяют легкие мультипликаторы, которые иногда пренебрежительно именуют мыльницами. Фрикционный тормоз у них представлен крыльчатой звездочкой, одновременно служащей и регулятором. Механизм настраивают обычно под максимальную затяжку (только не сорвите резьбу в усердии), а затем отпускают звездочкой на пару щелчков. Зачастую подстройка осуществляется в процессе ловли.

Можно использовать груз или метод зацепа, описанные выше. Обратите внимание: испытания на практике показывают, что максимально затянутый фрикцион на таких катушках отпускает леску при значительно меньшей нагрузке, чем заявлено производителем. Это так называемая «защита от дурака»: снасть не сломается даже при максимальной нагрузке на затянутом фрикционе – он все равно начнет стравливать леску.

Теперь о мощных троллинговых катушках. Существует две основных разновидности тормозов для таких мультов: Level Drag (с рычагом) и Star Drag (с крыльчатой звездой и рычагом).

Неправильная настройка фрикциона на мультовой катушке для троллинга является одной из самых распространенных причин всевозможных поломок. Браться за эту процедуру желательно в том случае, если вы обладаете хотя бы минимальным опытом в этой сфере. Первое – нужно чувствовать «поведение» тормоза при различных усилиях, второе – понимать, что устройство фрикционов мультов зачастую отличается.

Нужно запомнить, что фрикцион регулируется только на полностью освобожденной шпуле (рычаг занимает нижнее положение). В крайнем верхнем положении рычага фрикцион удерживает шпулю максимально (то есть настолько, насколько вы настроите этот механизм). Некоторые рыболовы выставляют верхнее положение рычага под максимальную нагрузку, но это чревато поломкой снасти, особенно если в запале вываживания оперировать переключением рычага.

Если в механизме имеется крыльчатая звездочка, то нужно высвободить и ее, повернув на себя до упора. Далее нужно отпустить и постепенно подкручивать регулятор, досылая рычаг в промежуточное (рабочее) и верхнее положение, проверяя степень прилагаемых усилий и достигая оптимальных значений. Под рабочим положением подразумевают позицию, которую занимает рычаг при осуществлении троллинга. При осуществлении троллинговой проводки затягивать рычаг под максимум точно не стоит.

Советы начинающим

Надеемся, вы освоили основные правила обращения с фрикционным тормозом, настало время для финальных советов:

  • Собирайте снасть по правилам. Следуйте рекомендациям производителя: подбирайте удилище, катушку и леску в соответствии с тестом приманки. При недостатке опыта и использовании разнородных элементов оснастки никакой фрикцион не спасет леску или удилище от повреждений.
  • Выбирайте брендовые катушки. Безымянный контрафакт или откровенные подделки для более-менее комфортной ловли непригодны. Они неравномерно укладывают леску, легко повреждаются, а фрикцион самопроизвольно зажимается в процессе ловли.
  • Помните о возможности регулировки во время рыбалки. Ориентируйтесь по ситуации: ослабляйте фрикцион при вываживании очень сильных экземпляров, постепенно затягивая его все туже.
  • Не превышайте установленный максимум. Мы рассказали, как правильно затягивать тормоз под тест лески, но не утягивайте его еще туже – это небезопасно для снасти. Кстати говоря, некоторые катушки и вовсе нельзя затянуть наглухо – производитель оставляет резерв для защиты снасти.
  • Оставляйте тормоз на хранение не затянутым. Приехали с рыбалки – приведите снасть в порядок и отпустите фрикцион – так он прослужит дольше.

Желаем вам клевой погоды, хорошего улова и целых снастей, уважаемые коллеги по хобби!

Регулировка фрикционного тормоза спиннинговой катушки

В какой то момент своей карьеры каждый рыболов сталкивается с вываживанием достаточно сильной рыбы. При этом далеко не самую последнюю роль играет правильно подобранная и настроенная спиннинговая катушка, особенно ее фрикционный тормоз. Иногда варьирование настройки фрикционного тормоза может существенно повлиять на исход противостояния рыболова и рыбы. Именно поэтому мне захотелось поделиться всевозможными тонкостями в этом вопросе. Читатель сможет посмотреть на актуальную тему с разных сторон, в том числе и со спортивной.

Затянут. перетянут. недотянут. да, действительно это так – фрикцион фрикциону рознь. И можно сказать, что от этого узла в спиннинговой катушке достаточно часто зависит все. Т.е. окажется хищник в ваших руках или “дерзко посмеется” над вами. Бесспорно, очень многое зависит непосредственно от ваших действий, но хотелось бы обратить внимание на один очень важный момент. Качество исполнения самого фрикционного тормоза должно быть на высоте. На сегодняшний день выбор рыболовных товаров настолько велик, что даже среди самых недорогих моделей можно подобрать вполне сносную катушку с фрикционом, может и не лучшего качества, но уж, по крайней мере, исправно выполняющую свою прямую задачу.

Акцентировав внимание на этом моменте, можно сказать, что качество исполнения фрикционного тормоза — это не прихоть, не дополнительный бонус, а серьезный показатель, заслуживающий должного к себе внимания.

Читайте также:
Рыбалка в период цветения

Так как же быть? Разные спиннингисты говорят по-разному. Одни ловят всегда и везде с полностью затянутым фрикционным тормозом, и если уж трофей действительно ТРОФЕЙ, то только тогда в работу вступает фрикционный тормоз. другие скажут: “. бред и чушь! Тормоз должен быть максимально расслаблен, чтобы предотвратить обрыв лески и сход рыбы”.

Дело в том, что здесь нет усредненного значения в степени затягивания фрикционного тормоза. Будут правы и те, и другие, и даже третьи, которые скажут о необходимости настройки фрикционного тормоза под разрывную нагрузку лески, прочность крючков и всей снасти в целом. Вы, наверное, решили, сколько людей, столько и мнений? Да, так, но немного и не так. Дело в том, что у большинства спиннингистов есть определенные предпочтения в виде ловли. Вот, например, кто-то ловит только тяжелыми приманками, кто-то – сугубо ультралайтом. Исходя из условий ловли, складывается некое понятие “правильного фрикциона”. Каждый прав в чем-то своем, но применительно только к определенному виду ловли. Поняли, о чем я хочу сказать: не существует одного абсолютно верного “шаблона”, каждый находит наиболее удобную настройку фрикционного тормоза для себя, поэтому и появляются столь разные, порой очень противоречивые высказывания. Собственно об этом и поговорим. Исходя из разных условий, я предложу вам некоторые схемы настройки фрикциона и непосредственно стили вываживания, которые практикую сам. А уж вам решать, что вам при годится, а что вы посчитаете “недостойным существования”.

Покопавшись в своих мыслях и дневниках, я пришел к выводу, что первоначально уместнее всего было бы разделить тему на два направления — ловля накоротке и дальней дистанции. В принципе, именно такое разграничение мне кажется наиболее удачным. Вроде бы выделил только два варианта, можно сказать две схемы. Но не все так просто, как может показаться с первого взгляда, как и везде, здесь есть множество тонкостей.

Дальняя дистанция

Если говорить о каких-то конкретных цифрах, то мне кажется, граница эта находится где-то около 50 метров. Т.е. под ловлей на дальней дистанции стоит подразумевать расстояние от 50 метров и более. дело в том, что именно начиная с 50- 60 метров многоволоконный шнур (а в данной ситуации на 99 % я пользуюсь только им) ведет себя уже немного по-другому. Точнее, вся снасть ведет себя по-другому. Отсутствует некая повышенная жесткость, в отличие от применения плетеной лески при ловле накоротке. Но здесь сразу стоит немного оговориться: речь идет о деликатной ловле, даже на таком расстоянии. Спиннинг максимум до 25-30гр. по тесту, до статочно тонкий шнур(0,1 – 0,12мм), который в первую очередь и обеспечит необходимую дальность заброса. Соответственно и вес используемых джиг-приманок до 24-25гр. При грамотной сбалансированности такого комплекта не зазорным будет покорение и девяностометровой отметки. Я, скорее всего, не сильно ошибусь, если скажу, что данный набор является неким “универсальным солдатом” для джиг-спиннингиста средней полосы России. Он выручит вас, как при ловле на больших озерах с берега, так и на водохранилищах, если это береговая рыбалка. Если для Оки в некоторых местах может не хватить запаса мощности, то для Москвы-реки как летом, так и зимой окажется весьма кстати.

Я неспроста так подробно описал предполагаемую снасть, далее вы все поймете.

Ну, а теперь, как говорится, к сути. Было в свое время множество экспериментов, побед, промахов и неудач. Теперь, (наступив на одни и те же грабли по несколько раз!), я уже могу построить некоторую систему вываживания.

Амортизация спиннинга при подсечке, некие слабые, но амортизирующие свойства самого шнура сильно сказываются на качестве подсечки при такой дистанции. А если еще и фрикцион катушки стравит в этот момент пару метров, нет никакой уверенности в том, что крючок надежно вошел в пасть хищника. Собственно вы уже поняли, к чему я хочу подвести. Конечно, я выставляю тормоз таким образом, что даже при самой мощной просечке он “молчит”. И негатива здесь достаточно много: клюнет солидный, скоростной хищник — прощай приманка, или поклевка произойдет под ногами, ситуация может повториться: или сход. или разогнутый крюк. обрыв снасти. Да, это так, но если основная ловля проходит “за горизонтом”, масса поклевок тоже там, то это лучший вариант настройки фрикциона из мной опробованных. Итак, фрикцион затянут, основная масса поклевок “на дальней бровке”, хищник не отличается слоновьим весом и скоростью меч-рыбы. НУ. вот она, долгожданная поклевка, подсечка.

Далее есть два сценария.

Первый вариант

Хищник действительно крупный и без боя сдаваться не намерен. В этом случае я сразу достаточно сильно ослабляю фрикцион, после чего следует медленное и очень нежное вываживание. Пока мы визуально не определим надежность сцепки приманка-хищник, давать чрезмерную нагрузку и форсировать вываживание не стоит.

И вот мы видим уже все своими глазами:

Крюк надежно сидит в пасти, значит можно не затягивать процесс и ускорить вываживание.

Если крючок зацепился за тоненькую пленочку с краю пасти (и такое бывает) — следует понадеяться на удачу, свести нагрузку к минимуму и ни в коем случае не выводить на поверхность. Иначе – один взмах головы хищника, и приманка полетит в одну сторону, а хищник отправится в другую.

Второй вариант

По предварительным ощущениям рыба невелика, позволяет просто тащить ее на себя. Тогда на первом этапе оставляю фрикцион в покое, но как только хищник оказывается около берега (около 30 метров), ослабляю фрикцион до разумного минимума и аккуратно подтаскиваю рыбку. После визуального контроля можно предпринимать соответствующие меры. Либо еще более мягкое вываживание, либо можно немного ускорить процесс. Конечно, как и в любом правиле, здесь есть свои исключения. Если покопаться, то и здесь можно найти много негатива. Но, поверьте, именно данный подход позволил мне в течение последних нескольких лет выловить гораздо больше хищника, соответственно и занять более высокие места на соревнованиях. Именно по данной схеме (не отступая от нее ни на шаг) я “работал” оба дня Бронницких соревнований осенью 2004 года. Еще один момент, о котором не стоит забывать: важно поймать баланс времени, т.е. слишком затягивать вываживание не стоит, но и сломя голову крутить ручку катушки тоже не совсем правильно. Очень сложно найти здесь золотую середину, но очень нужно. Всегда следует четко расставлять приоритеты: если по прогнозу за день вы увидите не более 5 – б поклевок и поймаете до 3 – 4 хищников, я считаю, можно и повозиться с каждым. Но, если количество рыбы исчисляется в десятках, только больше времени потратите на вываживание, а поймаете меньше.

Читайте также:
Спиннинги crocodile: описание и фото

Но, о чем это я — все соревнования, да соревнования. Ловите и получайте удовольствие!

Ловля накоротке

Ориентировочная дистанция заброса до 30 – 35 метров. Стоит повториться, что цифра эта весьма условная и спорная. Если бы лично меня спросили, что я подразумеваю, говоря “ловля накоротке”, то для меня – это ловля непосредственно под ногами. Около 40 % забросов — это максимум до 20 – 25 метров, а остальные 60% – до 15 метровой отметки.

В этом разделе стоит упомянуть одну очень важную деталь. Ведь и при основном упоре на хищника, когда в руках у вас достаточно серьезное удилище, практически нерастяжимый шнурок, поклевка может произойти и непосредственно у вас под ногами. Фрикцион затянут, мощная снасть. – поверьте, в половине случаев ни к чему хорошему это не приведет. А если вам еще и так крупно повезет, что под ногами сядет приличный, да еще и достаточно резвый хищник — пиши, пропало, даже до фрикциона рука не успеет дотронуться. Либо сход, либо разогнутые крюки, либо провисший шнур. – выбирайте, что душе угодно. Трофея вам все равно не видать. Может быть, я немного и сгустил краски, но сделано это лишь для того, чтобы показать всю серьезность темы. Конечно, я не буду спорить, что пока вы ловите мощным спиннингом, солидной плетенкой, да и крючки у вас “не промах”, мало какая рыба будет способна нарушить целостность снасти. Но вот само количество сходов с затянутым фрикционом возрастет на порядок. Есть у меня и два очень показательных примера, как говориться, смотрите, и не повторяйте чужих ошибок. Оба эпизода развернулись на всем известной речке Пехорка, известной не только экологией, обилием разнообразного хищника, но и трофейными экземплярами.

Первый случай произошел практически в самом начале зимы сезона 2004 года. Приурочен он к нижнему течению речки. Достаточно мощный спиннинг Avid до 14 г, плетенка с разрывной нагрузкой 2,5 кг, размер катушки – 2500. Ловил бы я себе и ловил на достаточно участке, к тому же и на рыбалку приехал всего-то на пару часиков. Нет, меня угораздило сбегать вниз по течению, оценить, как дела там. Хотел сопоставить. до этого ловил с пологого берега окуня до 350-400 г. Большинство поклевок приходилось на зону под противоположенным берегом. Фрикцион настроишь слабо — окунь беспрепятственно начинает “сплавляться” вниз по течению, сильно затянешь – высок риск обрыва лески при попадании приличной рыбы. По этой причине пришлось искать ту тонкую грань настройки, при которой рыбку вытащить можно, ну а при поклевке более крупного хищника предполагалось, что тормоз будет травить исправно. Так вот, спускаюсь я ниже по течению, пологий берег сменяется обрывистым, ловлю на небольшие воблерочки. Вот и место интересное, годами проверенное – мощная “обратка” с приличной глубиной. Здесь я всегда ловил несколько штук. Вот и первая проводка, за ней вторая. а поклевок все нет, реакция начинает притупляться. Как всегда, именно в этот момент, непредвиденная ситуация. На завершающей стадии проводки, когда лески уже остается совсем ничего — около 2 метров, из глубины, практически вертикально поднимается эдакий исполин, весом 600 – 700 г.

Какая там работа фрикциона — окунь заметил меня только после того, как воблер уже надежно сидел в его пасти. Мгновенный рывок на середину реки, и леска провисла. – один из моих любимых воблерочков от Rebel навсегда простился со мной. Немного ошибочно полагать, что степень затягивания фрикциона можно подрегулировать во время вываживания. Конечно, в ряде случаев это возможно, но, поверьте, — в вышеуказанном примере у меня и мысль такая проскочить не успела, как я лишился рыбы, приманки и небольшого количества нервных клеток.

Второй эпизод связан уже с верхним течением этой забавной речки. Ловля на джиговые приманки, вес – минимальный для данных условий (3 г), опять же плетеная леска, спиннинг подчеркнуто быстрого строя. Основной вес окуня находился в пределах от 100 до 200 г. достаточно мелкий хищник, но какое-то засилье травы на дне, из которой просто приходилось выдирать приманку. Конечно, далеко не лучшие условия для ловли на джиг, намного уместнее здесь было бы применение воблеров. Именно с целью найти истину, пробовал то джиг, то воблеры. Словом, при джиговом варианте ловли фрикцион приходилось затягивать немного сильнее. Именно приличным рывком можно было освободить приманку от травы. Моя ошибка оказалась в том, что я не предусмотрел вариант поклевки более весомого хищника. Точнее не так: мысли данного рода всегда и у всех крутятся в голове, но получается так, что им не уделяешь должного внимания. А зря! Вот и в тот раз я решил пренебречь элементом перестраховки, затянув фрикцион немного сильнее положенного. Конечно, именно в такой ситуации и случаются различные казусы. Очень скоро последовала та роковая поклевка, при воспоминаниях о которой, как говориться, сердце начинает биться все чаще и чаще. Вываживание длилось недолго. да вываживания и не было, как такового. После поклевки ошеломляющие чувство нарастающей тяжести. Только я потянулся за фрикционом, с внушающей опасенье скоростью пошел немного от меня и вверх по течению. Я успел сделать только один шаг в сторону движения хищника, фрикцион ослабить таки не удалось. Итог тот же — провисшая леска, правда, приманка осталась со мной. Сход, банальный сход. На приманке никаких следов не осталось.

Читайте также:
Рыбалка в сызрани

Можно было бы привести еще массу подобных примеров, но думаю, что упомянутые и так заставят призадуматься, что же лучше. дрожащие руки, оборванная леска, потеря приманки и трофейного экземпляра или те же дрожащие руки (может еще и колени от затянувшегося вываживания), но улыбка на вашем лице, чудесная рыба в руках и великолепная фотография в домашнем архиве.

На самом деле в последнее время я вообще практически полностью отказался от применения многоволоконных шнуров при ловле на ближней дистанции. Уж больно много отрицательного несут они на столь малом расстоянии. Ассортимент монолесок на сегодняшний день настолько широк, что каждый сможет подобрать именно ту, которая отвечала бы его пожеланиям и требованиям места ловли.

Итак, внимание. Теперь именно то, к пониманию чего вы уже и сами пришли, когда дочитали эту статью до конца. Тормоз катушки должен быть затянут достаточно для того, чтобы в данных условиях и при данной снасти, крючок смог с легкостью войти в пасть хищника, но при этом возможность деформации или разрушения элементов снасти была сведена до минимума. Словом, если после подсечки крючок садиться надежно, а фрикцион сразу же начинает стравливать леску, то будьте уверенны — этот узел вы отрегулировали грамотно.

И напоследок, еще один пример. Как говориться, без комментариев. Основной объект охоты — окунь до 250 г. Ловля велась на маленькие воблерочки с “нежными” тройничками. Монолеска 0,13 мм. Фрикцион был настроен таким образом, что даже при вываживании 70 г окуня он временами потрескивал.

И вот очередная поклевка оказалась намного сильнее своих предшественниц, “злодей” не собирался сдаваться без боя. Отчаянно борясь за свою жизнь, достаточно сильными и уверенными рывками, рыбка отправилась под противоположенный берег небольшой речки. Дальнейшее вываживание было достаточно быстрым, но момент удара и последующие несколько секунд (и в первую очередь, из-за скорости передвижения рыбы) буду помнить еще долго. Так вот, когда этот микромонстр (жерешок максимум в 600 г) был извлечен на берег, на переднем тройнике только одно жало смотрело в нужном направлении. Остальные шли практически в параллель с цевьем, на заднем — один крючок оказался разогнутым, а на остальных двух, еле живых, сидел хищник. Работа фрикциона была стабильно хорошая на всех этапах вываживания.

Фрикционный тормоз безынерционной катушки — классификация и настройка

Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.

Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы.

Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.

Разновидности фрикционных тормозов

Бывает 2 вида фрикциона:

  • передний (считается спиннинговым)
  • задний (считается фидерным)

У обоих видов фрикционных тормозов есть свои преимущества и недостатки, разберем каждый более подробно.

Передний фрикционный тормоз значительно более чувствителен и может реагировать даже на самые слабые сопротивления лески. Расположен он на передней части шпули. Настраивается путем вращения винта.

Первый недостаток такого фрикциона является не очень удобная настройка в процессе вываживания, значительно проще быстро подкрутить или наоборот ослабить задний фрикцион, тогда как доступ к переднему может быть немного перекрыт леской идущей от лесоукладывателя к первому кольцу удилища.

Второй недостаток переднего фрикциона — менее удобно снимать и заменять шпулю катушки. Передний фрикцион является винтом, которые крепит шпулю, тогда как если в катушке задний фрикцион — шпулю можно сменить одним нажатием на кнопку на шпуле.

Задний фрикционный тормоз менее чувствителен и чаще используется при ловле мощными снастями крупной рыбы на фидер, троллинг или при ловле мощным спиннингом. Позволяет удобно производить настройку даже прямо во время вываживания.

Спиннинги Black Hole — подробный обзор всех линеек лучших твичинговых и джиговых спиннингов.

Оснастка дроп-шот — видео связки узла, выбор приманок в следующей статье.

Настройка фрикционного тормоза

Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.

Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.

Читайте также:
Все о красноперке: биологическая характеристика, место обитания и рыбалка

Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.

Комментарии

У заднего и переднего фрикционов совершенно различное назначение. Передний фрикцион работает при вываживании, а задний — после поклёвки до начала вываживания. Задний фрикцион имеет смысл только в катушках с системой «бейтраннер» и работает только при включённом «бейтраннере». При начале наматывания лески ручкой (при вываживании) «бейтраннер» автоматически отключается, и катушка переключается на передний фрикцион.

Варианты катушек:
1 — с передним фрикционом;
2 — с задним фрикционом;
3 — с передним и задним фрикционами одновременно (система «байтраннер»).
Назначение переднего и заднего фрикционов в вариантах 1 и 2 одинаковое — используется при вываживании рыбы (после подсечки).
Назначение переднего фрикциона в варианте 3 — вываживание, назначение заднего — регулировать усилие свободного вращения шпули до подсечки

1 и 2 — это не варианты. Это просто катушка с одним фрикционом. Где располагается ручка регулировки этого фрикциона — не так уж и важно. Ясно, что и сам фрикцион размещается в разных местах — в шпуле и на заднем конце оси, но в случае одного фрикциона это совершенно эквифаллично.

А вот 3 — это и есть второй вариант — катушка с двумя фрикционами — передним и задним. И назначение фрикционов диктуется их расположением: передний — для вываживания, задний — до подсечки.

Глубокомысленные размышления о различиях типов фрикционов у катушек с одним фрикционом могут создать впечатление о существенных различиях этих типов, влияющих на выбор катушки. Это, однако, неверно.

1 и 2 — это варианты расположения фрикциона в катушке. Естественно, это просто катушка с одним фрикционом (кто же спорит?). Но не всем рыболовам, скорее даже наоборот, эквифаллично, что у них в руках: катушка с передним фрикционом или задним. О вкусах не спорю, но все недостатки и достоинства указаны выше, в статье. Это, как варианты автомобилей с передним и задним приводом: оба выполняют своё назначение, но по-разному. И различия здесь более понятны, чем в катушках. А чтобы понять различия в катушках (варианты 1 и 2), нужны не глубокомысленные размышления (которые, кстати, Вам не помогли увидеть эти различия), а логическое мышление и/или опыт.
Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом».
P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом». P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

Блин, сожми чуть-чуть свои РАСТОПЫРЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ «опытного рыболова», а то суть постА не виднА!

Я никогда не пользовался безынерционными катушками, а вот подарили и теперь… Global KF60. Два фрикциона и на заднем -рычажок.Подскажите, пожалуйста как настроить катушку для рыбалки.

Что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться?

  1. Что это такое и для чего он нужен?
  2. Как работает?
  3. Обзор видов и их разница
  4. Как пользоваться?

Прообраз безынерционной катушки создан в начале XIX века Джорджем Снайдером. Он разработал катушку, в котором шпуля вращалась в несколько раз быстрее вращения ручки. Развиваясь и совершенствуясь, это изобретение приобрело новые функции. Теперь рыболовная катушка – это не только устройство для наматывания лески, а сложный инструмент. Фрикцион на катушке дал статус сложного инструмента безынерционной катушке. Рассмотрим подробнее, что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться.

Что это такое и для чего он нужен?

Фрикционным тормозом называется плавный тормоз обратного хода. На безынерционной катушке используется для защиты снастей от повышенной нагрузки и сглаживает рывок во время подсекания рыбы. Во время рывков вес добычи увеличивается, что может привести к разрыву лески, а значит, леску нужно ослабить. Сделать это можно только длительным вываживанием, используя правильно отрегулированный фрикционный тормоз.

В отличие от инерционных катушек с фиксированным обратным ходом, в безынерционных устройствах применяется фрикцион. При рывке или сильном сопротивлении рыбы нагрузка на катушку увеличивается, он стравливает часть лески, ослабляя нагрузку. Рыба не получает полную свободу для плавания, а испытывает заданное рыбаком сопротивление фрикционного тормоза.

Как работает?

Фрикционный тормоз срабатывает, когда нагрузка на безынерционной катушке превышает заданное значение. Когда нагрузка уменьшается, подмотка лески продолжается в обычном режиме. Нагрузка для срабатывания тормоза выставляется регулировочным болтом с передней или тыльной стороны, в зависимости от того, какое устройство катушки используется. Правильная настройка тормоза на мультипликаторной катушке часто спасает снасть от падения в воду при поклевке крупной рыбы, спасает леску от разрыва.

Плавное, своевременное стравливание лески помогает вымотать рыбу и подвести к берегу или в лодку экземпляр, превышающий по массе разрывную характеристику лески. Настройка фрикциона производится опытным путем.

Обзор видов и их разница

Безынерционные катушки оснащаются передним или задним фрикционом, есть и модели в комбинированном исполнении. Каждый вид комплектации различается в исполнении и функционале. Передний фрикцион устанавливается на шпулю. Настройка тормоза производится затягиванием или ослаблением регулировочного винта. Чаще всего применяется для ловли спиннингом с использованием тонкой лески и легкой приманки. Он обеспечивает тонкий контроль изменения нагрузки, спасает снасть при зацепе за дно водоема и от разрыва при вываживании крупной рыбы.

Читайте также:
Спиннинг shimano производитель

Он обладает следующими преимуществами:

  • тонкая регулировка;
  • легкий вес катушки;
  • простота конструкции.

Следует отметить следующие недостатки:

  • разбалансировка настройки вовремя вываживания рыбы;
  • неудобное расположение регулировочного винта;
  • высокая цена запасной шпули;
  • неудобство замены шпули.

Регулировочная ручка заднего фрикционного тормоза находится на тыльной части корпуса. Его настройка менее чувствительна и часто используется при ловле крупной рыбы усиленным спиннингом и на фидер. А также задний фрикционный тормоз применяют для защиты снастей от падения удочки с подставки в случае неожиданной поклевки.

Правильно отстроенный задний фрикционный тормоз часто применяется для подсекания рыбы, использования тяжелых приманок и предотвращения разрыва лески.

Преимущества заключаются в следующем:

  • удобное расположение регулировочного винта;
  • не мешает замене шпули;
  • применяется для вылова крупных экземпляров;
  • надежен в работе с тяжелыми примаками.

Следует отметить такие недостатки, как:

  • большой вес катушки;
  • низкая чувствительность регулировки.

Катушки со совмещенным передним и задним фрикционным тормозом используются для длительного вываживания рыбы. После поклевки рыболов переключает катушку с заднего фрикциона на передний и вываживает добычу. Если вес добычи слишком большой и передний фрикцион не справляется, следует снова переключиться на задний тормоз. Такая система называется байтраннер. Переключение с переднего фрикциона на задний выполняется изменением положения рукоятки на тыльной стороне катушки. Универсальность такого подхода позволяет вываживать рыбу различного размера, защищает от разрыва в случае зацепа за дно водоема и сильных рывков рыбы.

Нужно обратить внимание на следующие преимущества:

  • универсальность при выборе снасти;
  • надежность в работе.

Не стоит забывать о следующих недостатках:

  • большой вес катушки;
  • сложность конструкции;
  • цена.

Рыболов выбирает катушку, исходя из собственного стиля рыбного лова. Для рыбалки на легкие снасти лучше использовать катушки с передним фрикционом. Если же планируется охота на крупную и сильную рыбу, то не обойтись без заднего фрикционного тормоза. Рыбалка на горной речке может подразумевать как поимку хариуса (200–300 граммов), так и ловлю тайменя весом в 30 килограмм.

Катушка с комбинированным тормозом позволит производить только замену поводков под размер рыбы, оставляя леску на катушке, при этом сохранится контроль вываживания любого улова.

Как пользоваться?

Для получения нужного результата от использования катушки с передним или задним фрикционным тормозом необходимо выполнить ее правильную настройку. Нужно учитывать, что в работе леска выходит из удил под углом и нагрузка на участке от удочки до приманки больше чем на рыболовной катушке. Поэтому регулировка тормоза осуществляется в сборе катушки, лески и удочки. Передний фрикцион настраивается стягиванием регулировочного винта и фрикционных шайб, при этом шпуля зажимается, увеличивается сопротивление ее вращения до нужного значения. Правильно отрегулированный задний фрикционный тормоз срабатывает при нагрузке около 80% от номинальной прочности лески под углом 90º, обеспечивая стравливание лески до достижения нагрузки номинала ее прочности.

Порядок настройки переднего фрикционного тормоза выглядит так:

  • установить на удилище безынерционную катушку и леску в рабочее положение;
  • закрепить конец лески за неподвижный объект;
  • ослабить фрикционный тормоз;
  • развернуть удочку или спиннинг под углом 90º по направлению к месту зацепа;
  • натянуть леску до срабатывания тормоза;
  • подбирать леску и затягивать регулировочный винт до достижения срабатывания при нужной нагрузке.

Нагрузка срабатывания переднего фракционного тормоза рассчитывается от размера приманки и веса предполагаемого улова. Учитывается и прочность лески. Нагрузку срабатывания для заднего фрикционного тормоза следует выставить в пределах 80% от прочности лески или удила. Основной его функцией при ловле рыбы будет гашение резких рывков, усиление сопротивления если на катушке останется мало лески. Переключение с переднего фрикционного тормоза выполняется ручкой на тыльной стороне изделия.

Использование безынерционных катушек с фрикционным тормозом многократно увеличивает шансы рыболова на успех, а именно:

  • уменьшает количество сходов рыбы;
  • сохраняет приманку и целостность лески.

Основная доля успеха зависит от опыта рыбака и его умения обращаться с рыболовными снастями. Для получения желаемого результата нужно:

  • использовать приманку, соответствующую запасу прочности лески, удилища и катушки;
  • содержать снасти в чистоте;
  • хранить рыболовецкий инвентарь в рекомендуемых условиях;
  • производить правильную настройку снастей;
  • выдерживать угол наклона удила.

О том, как настроить фрикцион безинерционной катушки, смотрите в следующем видео.

Как правильно настроить фрикцион на спиннинговой катушке

Чтобы грамотно настроить катушку для спиннинга рыболову нужно выполнить ряд несложных подготовительных манипуляций, способствующих сборке спиннингового удилища. Для опытного спиннингиста это стандартные и хорошо отработанные действия, не занимающие много времени, а вот для начинающего рыболова операции требующие практики и выработки устойчивого навыка. Комплектация спиннинговой снасти включает приобретение самого удилища, а также катушки и основного шнура. Все эти элементы приобретаются по отдельности, впоследствии, в определённом порядке собираясь в снасть.

На шпулю безынерционной катушки наматывается основной шнур, а катушка жёстко соединяется посредством специального приспособления, входящего в конструктив комля удилища. Заключительной операцией считают настройку фрикциона катушки. Простой алгоритм и в плане запоминания последовательности действий и самой практики быстро отрабатывается уже после пары практических занятий.

О том же как технически правильно выполнять все эти операции будет представленная читателю далее статья. Опытному рыболову она в очередной раз напомнит о нюансах сборки, а начинающему рыболову поможет самостоятельно подготовить к рыбалке спиннинговую снасть.

Как намотать леску

Шнур на шпулю механизма наматывают после закрепления катушки на спиннинге. Эту операцию можно сделать самостоятельно, а можно с помощью товарища, что намного упрощает процесс, не требуя дополнительных действий и использования приспособлений. Изначально спиннинг собирают на всю длину удилища и начиная с тюльпана, самого первого кольца на квивертипе снасти, пропускают шнур до самой шпули. К шпуле шнур крепят, применяя методику вязки самозатягивающегося узла. Связав узел, и затянув его на основании шпули, кончик свободной лески отрезают до остатка не более 2 мм, так как более длинный хвостик может мешать сбросу нити в процессе забросов, притормаживая её сход. Далее осуществляют намотку нити. При этом шнур должен быть в постоянном натяжении.

Читайте также:
Пропускные кольца – виды, требования к ним и как заменить при поломке на спиннинге?

Важно! Сила натяжения шнура должна способствовать свободному вращению ручки катушки осуществляющегося без приложения ощутимых усилий.

Напарник может придерживать леску с определённым натягом, что упрощает намотку. При его отсутствии бобину с нитью укладывают в карман, пропуская нитку между пальцами руки удерживающей спиннинг и таким образом одновременно регулирующими натяг лески. Если позволяют возможности, леску можно размотать на всю требующуюся длину и привязав свободный конец к дереву или другому неподвижному предмету производить сматывание катушкой, постепенно проходя всю длину шнура до места его крепления. Намотанная леска не должна доходить до края высоты шпули на 2-3 мм, что предотвращает самопроизвольный сброс колец нити при забросах.

Как установить катушку на спиннинг

Надёжно и быстро установить катушку на спиннинг позволяет универсальность крепёжных элементов удилища и самого механизма. На безынерционках конструктивно предусмотрено наличие так называемой крепёжной ноги, а на комле спиннингового удилища приспособления для захвата этой детали катушки.

Стоит отметить, что крепёжный механизм на спиннинге может быть выполнен в двух вариантах: приспособление с использованием червячной передачи и приспособление, основанное на захвате ноги силой пружинных прижимов. Предпочтение стоит отдавать крепежам на основе червячной передачи. Перед установкой катушки проверяют соответствие по габаритам опор ноги механизма и посадочных гнёзд крепления на удилище.

Важно! Нога должна плотно, но без натяга заходить в крепёжные пазы.

Крепление на комле снасти разводят для свободной постановки катушки и зажимают таким усилием, чтобы при взмахах удилищем не чувствовалось люфта и пошатывания механизма. Излишний же зажим чреват деформацией и трещинами на прижимных элементах или поломкой опоры ноги.

Как настроить фрикцион катушки

Установив механизм на спиннинг с намотанной на шпулю леской, остаётся лишь правильно отрегулировать катушку спиннинга. Регулировка заключается в настройке фрикционного тормоза на параметры, способствующие предотвращению разрыва лески от возникающих избыточных нагрузок на шнур в результате вываживания рыбы или освобождения приманки от зацепа.

Важно! Зная величину разрывной нагрузки лески, тормоз выставляют на одну треть ниже от этого предельного значения.

В домашних условиях, в идеале настроечного процесса, эти значения вычисляют, применяя соответствующие величинам грузы. Груз критической массы соединят со шнуром и натягивая леску, выставляют нужное значение фрикциона прижимая или отпуская механизм. На водоёме настройку делают, оснащая леску приманкой, фиксируя её зацепом крючков за близь находящееся дерево или иной статичный предмет.

Отойдя со спиннингом от приманки на 5-7 метров, производят натягивание лески при полностью зажатом фрикционе до момента, когда спиннинг начнёт сгибаться в дугу. Далее плавно отпускают фрикцион до срабатывания трещотки. Такая методика помогает избежать не только обрыва лески, но и предотвращает поломку бланка. После завершения регулировки фрикциона можно приступать к лову не опасаясь возникновения запредельных нагрузок на снасть, компенсирующихся в процессе вываживания или зацепа автоматически срабатывающим механизмом.

Как правильно настроить фрикцион на спиннинговой катушке

Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.

Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы.

Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.

Разновидности фрикционных тормозов

Бывает 2 вида фрикциона:

  • передний (считается спиннинговым)
  • задний (считается фидерным)

У обоих видов фрикционных тормозов есть свои преимущества и недостатки, разберем каждый более подробно.

Передний фрикционный тормоз значительно более чувствителен и может реагировать даже на самые слабые сопротивления лески. Расположен он на передней части шпули. Настраивается путем вращения винта.

Первый недостаток такого фрикциона является не очень удобная настройка в процессе вываживания, значительно проще быстро подкрутить или наоборот ослабить задний фрикцион, тогда как доступ к переднему может быть немного перекрыт леской идущей от лесоукладывателя к первому кольцу удилища.

Второй недостаток переднего фрикциона — менее удобно снимать и заменять шпулю катушки. Передний фрикцион является винтом, которые крепит шпулю, тогда как если в катушке задний фрикцион — шпулю можно сменить одним нажатием на кнопку на шпуле.

Задний фрикционный тормоз менее чувствителен и чаще используется при ловле мощными снастями крупной рыбы на фидер, троллинг или при ловле мощным спиннингом. Позволяет удобно производить настройку даже прямо во время вываживания.

При ловле рыбы от 200 г разницы в переднем или заднем фрикционном тормозе с точки зрения чувствительности нет. Передний фрикцион используется в ультралайтовых снастях, тогда как задний более универсален.

Спиннинги Black Hole — подробный обзор всех линеек лучших твичинговых и джиговых спиннингов.

Оснастка отводной поводок — правила монтажа, техника ловли.

Оснастка дроп-шот — видео связки узла, выбор приманок в следующей статье.

Настройка фрикционного тормоза

Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.

Читайте также:
Сом фото и описание

Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.

Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.

Тормоз (фрикцион) в безынерционной катушке, безусловно, очень важный механизм. Тормоз на безынерционных катушках может быть передним и располагается на шпуле с торца катушки (в виде барашка), либо задним, который находится сзади катушки в виде ручки. Тормоз (фрикцион) – предназначен для регулировки нагрузки на леску при сильных и резких рывках рыбы. Хорошо отрегулированный фрикцион снижает нагрузку на удилище, катушку и леску, что существенно снижает износ снасти.

Для чего нужна настройка фрикциона катушки

При правильно отрегулированном фрикционе, поломка снасти или обрыв лески от сильного и резкого рывка рыбы – исключена. При каждом рывке рыбы, фрикцион спускает необходимое количество лески, исключая слабину и тем самым гасит все усилия рыбы, изматывая её и снижая нагрузку на снасть. Остаться без рыбы вы можете только из – за поломки крючка или схода рыбы при долгом вываживании. Поэтому оснащайте наживки либо проверенными вами крючками или покупайте фирменные, чтобы исключить разочарование.

Очень часто мы слышим рассказы типа:

«Щука была настолько большой и сильной, что при резком рывке оборвала мне леску диаметром 0,3». Вывод напрашивается сам собой, либо леска была старой, либо не отрегулированный фрикцион. Когда же задаёшь собеседнику вопрос: «Тормоз на катушке правильно отрегулирован?». Ответ: «Какой тормоз?» или «Я им не пользуюсь, не умею». Очень часто слышу критику катушки, которая прослужила мне верой и правдой два сезона и служит, по сей день, а у других сразу же сломалась. Как правило, фрикцион на их катушках оказывается, полностью затянут.

Как настроить фрикцион на катушке

Итак, как же правильно настроить фрикцион на безынерционной катушке. Многие рыболовы полностью закручивают фрикцион и отпускают его на три – пять щелчков обратно, такой метод регулировки не правильный. Так как все катушки разные, у одних с трёх щелчков, а у других с восьми щелчков, а у третьих фрикцион вообще без трещотки и щелчков не слышно. Как быть? Фрикцион не регулируется просто на катушке, а регулируется на полностью собранном спиннинге, для того что бы снасть работала как одно целое.

  • Собираете свой спиннинг (которым собираетесь рыбачить), устанавливаете катушку, пропускаете леску через кольца и цепляете за какой-либо тяжёлый груз. Закручиваете фрикцион до упора и слегка (один щелчок) отпускаете его.
  • Затем держа спиннинг перед собой, начинайте тянуть удилище на себя, естественно удилище начнёт изгибаться. Тут надо пояснить, что все удилища гнуться по-разному, одни более гибкие, другие наоборот, более жёсткие и у всех есть рабочая зона и критическая точка изгиба. Конечно, ни в коем случае нельзя изгибать спиннинг до этой точки, надо чувствовать, как только удилище изогнулось на 80% от 100% рабочего изгиба, а не критического, в этот момент должен сработать фрикцион. То есть, фрикцион должен срабатывать в момент, когда снасть находится в рабочем изгибе и не допустить переход её к критической нагрузке.
  • Вы тяните спиннинг на себя, а фрикцион не срабатывает, откручивайте фрикцион ещё и повторяйте снова, до тех пор, пока фрикцион не начнёт срабатывать в заданном месте. Бывает, что Вы тянете спиннинг на себя, фрикцион срабатывает в заданном месте, но не останавливается, а продолжает спускать леску. Либо фрикцион не исправен, либо катушка плохого качества, фрикцион вроде есть, но не работает в полном объёме. Фрикцион должен срабатывать под нагрузкой в заданном месте и сразу же останавливаться, как только нагрузка станет меньше заданной.
  • В идеале получается, Вы тяните спиннинг на себя, фрикцион срабатывает при заданной нагрузке, и пока Вы продолжаете, тянут, фрикцион будет стравливать леску. Как только нагрузка, уменьшится, или Вы перестанете тянуть спиннинг, фрикцион должен сразу же перестать стравливать леску.

Зачем фрикцион на катушке

Возможно, поначалу Вам будет казаться, что с килограммовой щукой при отрегулированном фрикционе получается много возни, но после нескольких заходов рыба утомляется и сдаётся. Конечно, с крупными экземплярами придётся повозиться, зато Вы получаете гораздо больше преимуществ.

Правильно отрегулированный фрикцион позволяет собрать более тонкую снасть, более чувственную, продлить срок её службы. Исключить поломку удилища, катушки, обрыва лески. С диаметром плетёнки 0,15мм мне удалось взять щуку 7,5кг, может Вам удастся поймать и больше. Дерзайте!

Чтобы грамотно настроить катушку для спиннинга рыболову нужно выполнить ряд несложных подготовительных манипуляций, способствующих сборке спиннингового удилища. Для опытного спиннингиста это стандартные и хорошо отработанные действия, не занимающие много времени, а вот для начинающего рыболова операции требующие практики и выработки устойчивого навыка. Комплектация спиннинговой снасти включает приобретение самого удилища, а также катушки и основного шнура. Все эти элементы приобретаются по отдельности, впоследствии, в определённом порядке собираясь в снасть.

На шпулю безынерционной катушки наматывается основной шнур, а катушка жёстко соединяется посредством специального приспособления, входящего в конструктив комля удилища. Заключительной операцией считают настройку фрикциона катушки. Простой алгоритм и в плане запоминания последовательности действий и самой практики быстро отрабатывается уже после пары практических занятий.

Читайте также:
Ловля леща в феврале — тонкости и нюансы хорошего клева

О том же как технически правильно выполнять все эти операции будет представленная читателю далее статья. Опытному рыболову она в очередной раз напомнит о нюансах сборки, а начинающему рыболову поможет самостоятельно подготовить к рыбалке спиннинговую снасть.

Как намотать леску

Шнур на шпулю механизма наматывают после закрепления катушки на спиннинге. Эту операцию можно сделать самостоятельно, а можно с помощью товарища, что намного упрощает процесс, не требуя дополнительных действий и использования приспособлений. Изначально спиннинг собирают на всю длину удилища и начиная с тюльпана, самого первого кольца на квивертипе снасти, пропускают шнур до самой шпули. К шпуле шнур крепят, применяя методику вязки самозатягивающегося узла. Связав узел, и затянув его на основании шпули, кончик свободной лески отрезают до остатка не более 2 мм, так как более длинный хвостик может мешать сбросу нити в процессе забросов, притормаживая её сход. Далее осуществляют намотку нити. При этом шнур должен быть в постоянном натяжении.

Важно! Сила натяжения шнура должна способствовать свободному вращению ручки катушки осуществляющегося без приложения ощутимых усилий.

Напарник может придерживать леску с определённым натягом, что упрощает намотку. При его отсутствии бобину с нитью укладывают в карман, пропуская нитку между пальцами руки удерживающей спиннинг и таким образом одновременно регулирующими натяг лески. Если позволяют возможности, леску можно размотать на всю требующуюся длину и привязав свободный конец к дереву или другому неподвижному предмету производить сматывание катушкой, постепенно проходя всю длину шнура до места его крепления. Намотанная леска не должна доходить до края высоты шпули на 2-3 мм, что предотвращает самопроизвольный сброс колец нити при забросах.

Как установить катушку на спиннинг

Надёжно и быстро установить катушку на спиннинг позволяет универсальность крепёжных элементов удилища и самого механизма. На безынерционках конструктивно предусмотрено наличие так называемой крепёжной ноги, а на комле спиннингового удилища приспособления для захвата этой детали катушки.

Стоит отметить, что крепёжный механизм на спиннинге может быть выполнен в двух вариантах: приспособление с использованием червячной передачи и приспособление, основанное на захвате ноги силой пружинных прижимов. Предпочтение стоит отдавать крепежам на основе червячной передачи. Перед установкой катушки проверяют соответствие по габаритам опор ноги механизма и посадочных гнёзд крепления на удилище.

Важно! Нога должна плотно, но без натяга заходить в крепёжные пазы.

Крепление на комле снасти разводят для свободной постановки катушки и зажимают таким усилием, чтобы при взмахах удилищем не чувствовалось люфта и пошатывания механизма. Излишний же зажим чреват деформацией и трещинами на прижимных элементах или поломкой опоры ноги.

Как настроить фрикцион катушки

Установив механизм на спиннинг с намотанной на шпулю леской, остаётся лишь правильно отрегулировать катушку спиннинга. Регулировка заключается в настройке фрикционного тормоза на параметры, способствующие предотвращению разрыва лески от возникающих избыточных нагрузок на шнур в результате вываживания рыбы или освобождения приманки от зацепа.

Важно! Зная величину разрывной нагрузки лески, тормоз выставляют на одну треть ниже от этого предельного значения.

В домашних условиях, в идеале настроечного процесса, эти значения вычисляют, применяя соответствующие величинам грузы. Груз критической массы соединят со шнуром и натягивая леску, выставляют нужное значение фрикциона прижимая или отпуская механизм. На водоёме настройку делают, оснащая леску приманкой, фиксируя её зацепом крючков за близь находящееся дерево или иной статичный предмет.

Отойдя со спиннингом от приманки на 5-7 метров, производят натягивание лески при полностью зажатом фрикционе до момента, когда спиннинг начнёт сгибаться в дугу. Далее плавно отпускают фрикцион до срабатывания трещотки. Такая методика помогает избежать не только обрыва лески, но и предотвращает поломку бланка. После завершения регулировки фрикциона можно приступать к лову не опасаясь возникновения запредельных нагрузок на снасть, компенсирующихся в процессе вываживания или зацепа автоматически срабатывающим механизмом.

Настройка фрикциона фидерной катушки

Здравствуйте, дорогие читатели «Школы Рыбалки»! Сегодня Валерий Федоров расскажет Вам о настройке фрикциона фидерной катушки. Нужная вещь, можно сказать первостепенная.

В следующий раз Вас ждет не менее важная для начинающего рыбака статья об укладке лески на катушку, так что не пропустите ее выход. Ждем Ваших вопросов и отзывов в комментариях и не забывайте, что все комментарии берут участие в конкурсе с призами.

Так как поводок имеет заведомо меньшую разрывную нагрузку, чем основная леска, то фрикцион надо настраивать по разрывной нагрузке поводка. Надо только выяснить, чему равна эта нагрузка.

Например, Дмитрий Батурин рассказывает почти анекдотичный случай, как он в 2011 году пытался зарегистрировать европейский рекорд. Используя шнур 8 lb (1 lb = 0,45 кг), он поймал треску весом 16,5 кг.

Для официальной регистрации рекорда в штаб-квартиру EFSA (Европейская Федерация Морских Рыболовов) им была отправлена соответствующим образом оформленная заявка. Однако, в регистрации рекорда было отказано на том основании, что тестовые испытания шнура показали – его реальная разрывная нагрузка оказалась около 14 lb.

Несказанно удивленный сказочными характеристиками шнура, Дмитрий обратился в IGFA (Международная Ассоциация Трофейной Рыбалки) с просьбой протестировать шнур. Тестирование, проведенное этой организацией, показало разрывную нагрузку около 5,5 lb. Потрясающе!

И там, и там тестирование проводилось на специальном высокоточном калиброванном оборудовании, а результаты отличаются почти в три раза. Это яркое свидетельство того бардака, который имеет место, как в производстве, так и в тестировании монофильных и плетеных лесок.

Из этого мы должны сделать для себя вывод – не все, что написано на заборе, то бишь – на упаковке с бобиной, правда. Для перестраховки нам надо делать поправку. Хотя бы, процентов на 10. Далее. Известно, что прочность лески на узлах уменьшается. Порывшись в сети, мы найдем, что, например, один из самых распространенных среди рыболов узел «паломар» снижает прочность в одних источниках на 2%, в других – на 20%, в третьих – где-то посередине между первыми двумя. То есть, сколько на самом деле, не знает никто. Картина та же, что и с регистрацией рекорда.

Читайте также:
Якорь для лодки

Ну и, наконец, леска теряет прочность от того, что пропитывается водой. Опять же, сколько? Тоже никто не знает. Все зависит от качества лесы. Самые пессимистичные оценки – до 30%. Одно можно сказать уверенно, что флюорокарбоновые лесы воду почти не впитывают. Но сколько это «почти» — тоже никто не знает. Самые осторожные авторы говорят «не более 5%». И на том спасибо.

Таким образом, даже если на бобине с леской написана правда, суммарное уменьшение прочности поводка, по самым скромным подсчетам, составит до 20%. А, скорее всего, больше. Фрикционный тормоз в этих условиях надо настраивать «на глаз», а сколько именно, каждый решает сам в зависимости от своего «глаза».

Например, не мудрствуя, я считаю потерю прочности поводка равной 40%. (Сюда включается потеря прочности в воде и на узлах, а также, мягко говоря, неточная информация на упаковке). Предположим, заявленная разрывная нагрузка поводочной лески 5 кг, тогда настраиваю фрикционный тормоз на нагрузку 3 кг.

Так как при вываживании рыбы часть нагрузки идет на изгиб фидерного удилища и трение на кольцах, то настройку надо делать только на собранном удилище. Ставим на удилище катушку и протягиваем шнур сквозь кольца. К шнуру привязываем электронный кантер (см. фото), закрепляем удилище или просим кого-то (например, соседку) подержать его.

Затем, тянем лесу кантером перпендикулярно удилищу потому, что наилучшими амортизационными качествами оно обладает, когда угол между шнуром и удилищем близок к прямому. Регулируем фрикционный тормоз так, чтобы он срабатывал, когда кантер покажет 3 кг. При этом часть нагрузки приходится на амортизацию удилища (положение «Б», синий сектор на рис.), а часть – на трение на кольцах (желтый сектор). Точка «ф» на рисунке – точка срабатывания фрикциона.

Если соседки или кантера нет, то можно к лесе привязать пластиковую бутыль наполненную водой нужного нам веса (напомню, что литр воды и есть 1 кг). Держим удилище горизонтально и, поднимая его, регулируем фрикцион так, чтобы он срабатывал при отрыве бутыли от пола.

Положение фрикциона отмечаем какой-либо меткой, например, узкой полоской лейкопластыря. Так как у разных удилищ разные амортизационные свойства, то и фрикцион на них будет срабатывать по разному. Поэтому, если с этой катушкой используем разные удилища, то фрикцион настраиваем для каждого. А метки помечаем разным цветом, например, цветной шариковой ручкой.

То же самое делаем, если применяем поводки с разной разрывной нагрузкой. На рыбалке перед забросом затягиваем фрикцион, чтобы не порезать палец шнуром, а после заброса выставляем его по метке.

Но надо иметь в виду, что самая точная настройка фрикционного тормоза катушки для фидера не поможет при неправильном вываживании того трофея, ради которого, собственно, и настраивали. Многие неопытные рыболовы, подводя рыбу к берегу, начинают поднимать удилище и даже отводить его назад (положение «В»).

Чаще всего это вызвано либо отсутствием подсака, либо его неправильным выбором (о чем мы расскажем отдельно). При этом амортизационные свойства удилища, по крайней мере, не улучшаются, а трение на кольцах увеличивается. В результате, для срабатывания фрикционного тормоза необходимо приложить б о льшую силу. Как правило, это заканчивается обрывом поводка.

То, что на конце лесы, если не трофей, то что-то близкое к нему, мы сообразим по срабатыванию фрикционного тормоза еще на стадии подтягивания. И потому должны следить за положением удилища и не поднимать, а опускать его по мере приближения к берегу, сохраняя угол между бланком и лесой близкий к 90* (положение «А»). Кроме того, длина лесы в положении «А» меньше, чем в положении «В», и завести рыбу в подсак легче.

8 thoughts on “ Настройка фрикциона фидерной катушки ”

Здравствуйте. У меня в этом году из 5 лещей сорвалось 4.

1 — возле берега, остальные в первые 10 секунд. Фрикцион трещит, а рыба сходит. На поводке написано 4,7 кг, я настроил на 3. И крючки и поводки остаются в порядке. Может, губа у леща ещё слабее? Или всё-таки не вовремя подсекаю? Я жду, чтоб было очевидно, что он уже попался. В предыдущие годы почему-то не было такого кошмара.

Подскажите как правильно определить бровку. Ловлю на быстром течении

Евгению. Не будут, если правильно связаны.

А узлы связанной лески не будут мешать нормальной работе катушки?

Евгений, если Вы и так добрасываете до точки лова, то подматывать не обязательно. Здесь чем выше намотка, тем меньше трение на борту шпули, тем дальше заброс. Это принципиально для легких грузов (матч, например, или пикер). А для фидера не критично. Ну будете Вы бросать, скажем, не на 60 метров, а на 58. Но если именно этих 2х-3х метров дальности Вам не хватает, тогда лучше подмотать.

Подскажите, если часть лески по какой-то причине оборвана, продолжаем использовать оставшуюся леску на шпуле дальше или после каждого нового обрыва всегда доматываем (привязываем) новую леску по норме, чтобы да края шпули были заветные 1-2 мм?

Владимир, я не понял Ваш вопрос. Вы не знаете как найти бровку или не знаете как точно туда забросить? И второе — в каком смысле какая оснастка лучше? По чувствительности? По дальности заброса? По простоте?

ловлю на реке с быстрым течением,как попадать на бровку ямы,какая лучше оснастка для фидера

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: