Эксплуатация и выбор аккумуляторов и электромоторов для лодок

Выбор и эксплуатация аккумулятора для лодочного электромотора

Многие рыбаки и охотники в наше время обзаводятся лодками. В простейшем варианте приобретаются надувные лодки. Те, у кого денег больше, покупают маломерные морские и речные суда. Все эти катера, лодки и яхты оснащаются моторами. Есть, конечно, и те, кто ходит на вёслах, но таких становится всё меньше. Многие маломерные суда оснащены подвесными двигателями. Это могут быть бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания (ДВС), а также электромоторы. Нормальная эксплуатация всех типов лодочных моторов невозможна без нормального аккумулятора. Кроме того, аккумуляторная батарея на судне обеспечивает работу электрических приборов, системы навигации, освещения и т. п. Поэтому в этой статье мы поговорим о критериях выбора аккумулятора для лодочных электромоторов и ДВС.

Требования, предъявляемые к аккумулятору лодочного мотора

Прежде чем сказать о требованиях к аккумулятору лодочного мотора, нужно сказать пару слов об их видах. Без электромотора невозможна рыбалка в режиме троллинга, которая ведётся неподалёку от берега. Используя ДВС невозможно добиться скорости движения лодки со скоростью 3─5 километров в час. Зато это без проблем позволяет сделать электромотор.

  • Компактность и малый вес;
  • Гребной винт лодочного электромотора не цепляется за водоросли;
  • Мгновенный запуск;
  • Практически нет эксплуатационных расходов;
  • Нет шума.

К минусам следует отнести следующие моменты:

  • Небольшой запас хода;
  • Нельзя использовать при сильном ветре и течении;
  • На лодках и катерах большой длины (более 8 м) развиваемая скорость не больше 10 километров в час.

Теперь о требованиях, которые предъявляются к лодочным моторам. Ниже перечислены характеристики, на которые следует обращать внимание как при выборе аккумулятора для электромоторов, так ДВС. В принципе, ничто не мешает купить разные АКБ для этих моторов, если вы используете два. Многие так и поступают.

  • Максимальное время работы без подзарядки;
  • Устойчивость к сильному вибрационному воздействию;
  • Низкий саморазряд;
  • Сохранение работоспособности в условиях качки;
  • Минимальное техническое обслуживание.

Классификация аккумуляторных батарей для лодочных моторов

  • Стартерные. Эти аккумуляторные батареи применяются в связке с подвесными ДВС. Их роль – это запуск мотора. От этих АКБ, как и от стартерных автомобильных требуется подача кратковременного пускового тока. После запуска двигателя они должны заряжаться для восстановления потерянной ёмкости. Если их подвергать сильному разряду (что бывает при эксплуатации с лодочным электромотором), то они быстро исчерпают свой ресурс;
  • Тяговые. Эти аккумуляторные батареи становятся на малогабаритных лодках и катерах с электромоторами. Они могут длительное время работать без подзарядки и переносить глубокие разряды;
  • Универсальные. Эти АКБ имеют двойное назначение. В момент пуска мотора они обеспечивают высокий пусковой ток, а потом работают в роли источника питания с возможностью глубокого разряда. Такие модели могут заменить 2 разных типа аккумуляторных батарей. С ними можно запускать ДВС, питать электромотор и электросеть судна.

Плюсы и минусы различных видов АКБ, используемых для лодочных моторов

Разберём основные виды аккумуляторов, которые применяются для лодочных моторов. Это следующие разновидности:

  • Свинцово-кислотные WET (жидкий электролит);
  • AGM и GEL (электролит в связанном состоянии);
  • Литий─ионные.

Свинцово-кислотные WET

Это наиболее распространённые аккумуляторы, но для электромоторов их лучше не использовать. Такие батареи хорошо подходят в роли стартерных для моторов ДВС. Современные модели выпускаются по технологии Са-Са. Это означает, что положительные и отрицательные пластины выполняются из сплава свинца с кальцием. Они относятся к необслуживаемым аккумуляторам. В процессе эксплуатации они не требуют доливки воды в банки.

Кальциевые аккумуляторные батареи имеют низкий саморазряд и могут быть использованы как с ДВС, так и с электромотором. Но проблема заключается в том, что эти АКБ плохо переносят глубокий разряд. При нём они теряют часть своей ёмкости.

На рынке представлен большой ассортимент моделей WET по цене 5─7 тысяч рублей. Но для использования с лодочным электромотором лучше покупать АКБ гибридного типа, которые лучше переносят глубокий разряд. Или батареи типа EFB (Enhanced Flooded Battery), которые используются в автомобилях с системами старт─стоп. Но последние по цене приближаются к AGM и гелевым АКБ, рассматриваемым ниже.
Вернуться к содержанию

Аккумуляторы AGM и GEL

Технология производства эти аккумуляторов уже достаточно отлажена, но цена на них по-прежнему остаётся высокой. Оба типа АКБ относятся к свинцово-кислотным, но электролит в них находится в связанном виде. В случае AGM электролитом пропитано стекловолокно, которое окружает решётки электродов. А в аккумуляторах типа GEL разноимённые пластины находятся в гелеобразной серной кислоте. Такое состояние достигается с помощью добавки соединений оксида кремния.

Литий-ионные

Использование литий─ионных аккумуляторов для лодочных электромоторов – это перспективное направление. Li─Ion батареи появились относительно недавно и постоянно совершенствуются. В конструкции этих аккумуляторов предусмотрен контроллер – печатная плата со схемой защиты от перезарядки литиевых элементов.

К плюсам Li─Ion батарей следует отнести:

  • высокую энергоёмкость;
  • отсутствие необходимости в обслуживании;
  • незначительный саморазряд (не более 10% за год);
  • быстро набирают ёмкость в процессе зарядки (около 80% за час);
  • небольшие габариты и вес.

Выбор аккумуляторной батареи для лодочного мотора

При выборе аккумуляторной батареи для лодочного электромотора нужно учитывать сам тип двигателя. Существуют электромоторы, работающие от 12 и 24 вольт. В последнем случае вам потребуется две последовательно соединённых батареи 12 вольт. Если у вас на судне ДВС и электромотор, то рекомендуется использовать пусковой (на ДВС) и тяговый (на электромотор) аккумуляторы. Естественно, что 2 АКБ покупать дороже, но в перспективе они проработают дольше.

Если будете использовать один аккумулятор для лодочного электромотора, то выбирайте AGM или GEL. Они подходят для работы в роли тяговых и стартерных батарей. Если позволяет бюджет, то можете взять литий─ионные АКБ. Они самые дорогостоящие, но лучше всего годятся на роль аккумуляторной батареи для лодочного электромотора.

Читайте также:
Мормышка это просто: что это такое, зимние и летние виды

Здесь была названа такая величина, как фунт мощности. Она заслуживает пояснения. Указание мощность в стандартных для двигателей величинах (лошадиные силы и киловатты) здесь не подходит. В случае лодочного электромотора используются понятия упора или тяги.

Упор представляет собой силу, развиваемую гребным винтом при вращении. В результате передачи этой силы судну, оно перемещается в горизонтальном направлении. Поскольку основные производители электромоторов для лодок – это американские компании, упор выражается не в килограммах или ньютонах, а в фунтах. А как известно, 1 фунт равен 0,453 килограмма.

Наглядно величину тяги можно посмотреть следующим способом. К лодке и неподвижному причалу нужно прикрепить безмен, а затем дать полную мощность двигателю. В результате на безмен покажет величину тяги. Тяга электромотора выбирается в зависимости от веса лодки, снаряжения, обводов, типа винта и т. п. Поскольку это не является темой статьи, просто скажем, что обычно на 45 килограмм массы судна требуется 2 фунта тяги. А ещё лучше брать с запасом 10%.

Специалисты по лодочным аккумуляторам и опытные рыбаки советуют подбирать батарею следующим образом. Тяговая АКБ должна обеспечивать запас хода судна на полной мощности мотора 2 часа и более. Если мотор работает на половине от номинальной мощности, то запас хода должен быть 4 часа.

Использование автомобильного аккумулятора

Стоит отдельно сказать об использовании автомобильных аккумуляторов с лодочными моторами. Туристы и рыбаки с опытом, а также специалисты по аккумуляторным батареям считают, что нецелесообразно использовать автомобильные аккумуляторы с лодочными электромоторами. АКБ для автомобилей работает следующим образом. Она отдаёт высокий ток в момент запуска двигателя, а затем заряжается от генератора во время поездки.

Что касается использования автомобильного аккумулятора в качестве тягового для электромотора, то это недопустимо. Он выйдет из строя после 5─7 глубоких разрядов. Для кальциевых батарей этот ресурс 2─3 раза и они безвозвратно теряют ёмкость.

Рекомендации по обслуживанию аккумуляторов для лодочных моторов

Ниже вы можете прочитать простые правила эксплуатации аккумуляторов для лодочных электромоторов:

  • Действия по обслуживанию электромотора разрешается проводить только после отключения АКБ;
  • Не используйте «крокодилы» для присоединения аккумулятора к мотору. Используйте надёжные крепления;
  • Периодически контролируйте надёжность соединения АКБ и проводов от мотора. Некачественное соединение – это потери на нагрев, окисление, утечки тока;
  • Для зарядки батареи следует использовать только рекомендуемые модели зарядных устройств;
  • Ни в коем случае не допускайте замыкания выводов батареи между собой. Такое короткое замыкание приводит к выходу аккумулятора из строя.

Обзор электромоторов для надувных лодок

Многие обладатели надувных лодок не раз задумывались об установке на свои судна электрического мотора. Бесшумность, столь ценимая при ловле на спокойной воде, в сочетании с высокой маневренностью снискали добрую славу электромоторам у многих рыболовов.

  • Что представляет собой лодочный электромотор ↓
  • Преимущества и недостатки ↓
  • Электромоторы для надувных лодок – цены ↓
  • Как выбрать электромоторы для надувных лодок ↓
  • Системы управления ↓
  • Советы по использованию электромоторов на лодках ↓
  • Как правильно установить электромотор на надувную лодку ↓
  • Электромотор для лодки своими руками ↓
  • Итоги, блиц-советы ↓

Данный тип двигателей сильно выручает при ловле щуки, окуня, жереха, подходя к ним максимально мягко, не поднимая лишних волн, в отличии от гребли веслами. Надувная лодка в сочетании с электромотором идеально подходит для озер, прудов, заливов, малых рек. Немаловажным фактором, является экономия на бензине, а также легкость в обслуживании.

Что представляет собой лодочный электромотор

Давайте взглянем на конструкцию лодочного электромотора, она состоит из:

При этом двигатель состоит из:

  • прочной композитной трубы;
  • обтекателя редуктора;
  • мотора и закрепленного на его вал гребного винта.

Разные компании выпускают модели винтов с различным размерами и количеством лопастей. Популярными считаются винты с двумя лопастями. Они не цепляют водоросли и ил, хотя периодически очищать их от травы все же необходимо.

Помимо этого, от глубины погружения винта, зависит мощность работы двигателя. Чем винт глубже, тем эффективнее мощность, но здесь появляется вероятность повреждения винта о дно.

Преимущества и недостатки

Несмотря на ряд очевидных плюсов электромоторов, некоторые любители рыбалки до сих пор, не воспринимают их серьезно. В основном так думают владельцы крупных моторных лодок с бензиновым движком.

Тем не менее, электрический мотор обладает рядом преимуществ:

  • Легкость в эксплуатации. Уход за агрегатом прост и дешев. Необходимость в смазке практически отсутствует. Также не требуется подготавливать мотор к хранению на зиму.
  • Цена. Электромотор стоит относительно дешево и работает от аккумулятора не требуя постоянных затрат на топливо. Аккумулятор придется покупать отдельно. При этом цена комплекта, все же значительно ниже бензинового двигателя
  • Бесшумность. Одно из самых главных преимуществ для любителей умиротворенного отдыха. Лодка без труда может зайти в самые мелкие водоемы, не создав лишнего шума и волн. Идеально подходит для ловли «на дорожку».
  • Хождение на мелководье.
  • Удобное управление, не требующего большого опыта и мобильность. Двигатель запускается за секунду, а передачи переключаются быстро.
  • Возможность троллинга на скорости 3 км/ч.
  • При спокойном ветре может заменить якорь.
  • Вес самого мотора, редко переваливающий за 9 кг. Некрупные габариты вполне позволяют уместить агрегат в багажнике машины.
  • Индикатор заряда батареи. Аккумулятор заряжается относительно быстро, однако зарядку нужно планировать заранее.
  • Экологичность. Электричество не загрязняет окружающую среду, в то время как бензиновые моторы запрещены на некоторых водоемах.
Читайте также:
Рецепт приготовления запеченной в фольге щуки с шампиньонами

При всех плюсах, электромотор имеет и некоторые минусы:

  • В первую очередь необходимость покупки тягового аккумулятора. Необходим тяговый аккумулятор, автомобильный не годится, в силу того, что требуются постоянная поддержка напряжения, а не единичные импульсы.
  • Вес аккумуляторной батареи может достигать 30кг. Размер батареи зависит от длины лодки. Если лодка меньше пяти метров годятся 12 и 24 вольтные модели, с весом примерно 20 кг. При длине судна более пяти метров нужны 36 вольтные АКБ.
  • Зависимость от погоды. При сильных волнах появляется вероятность сильно «замочить» батарею. Сюда же относится сильный ветер, уменьшающий эффективность работы электромотора.
  • Малая скорость движения. При загрузке в 250 кг максимальная скорость средней электромоторной лодки против ветра достигает 5 км/ч. Наибольшей скоростью при минимуме нагрузки для лодок длиной больше 8 метров может стать 12-15 км/ч. Для лодок меньше 8 метров, то есть для большинства, этот показатель понижается до 7-10 км/ч.
  • Время непрерывной работы аккумулятора 100 А/ч на максимальной скорости в среднем составляет 2 часа, а пройденное расстояние 10-12 километров. То есть порыбачить на электромоторе, в среднем удастся не более 2 дней. Правда, всегда можно взять второй аккумулятор, но это ударит по весу судна.

Данные недостатки, однако, являются, скорее, некими техническими ограничителями. Если у владельца лодки имеется возможность для постоянной зарядки АКБ, данный тип моторов является идеальным средством для ловли рыбы не только в небольших водоемах, но и в крупных реках и даже морях.

Электромоторы для надувных лодок – цены

Цена на электромотор напрямую зависит от его мощности, которую измеряют в тягах и обозначают в фунтах(lbs). Тяговое усилие получается из максимальной массы, которую способен толкнуть двигатель при максимальных оборотах. Для отечественного покупателя многие магазины все же переводят фунтовую тягу (lbs) в привычные лошадиные силы (л.с.) или, по крайней мере, в кг.

В целом цены на электромоторы можно поделить на 3 сегмента:

  • До 10 тыс. руб. Моторы начальной категории с тягой не более 35 lbs (0,5 л.с.). Такие модели редко имеют плавное переключение скоростей. При этом имеют индикатор уровня заряда и потребляют 12в.
  • От 10 тыс. руб. до 40 тыс. руб. Большинство моделей на рынке входят в эту ценовую нишу. Их мощность примерно равна 0,7 л.с. Они оснащены плавным переключением передач имеют цифровые вольтметры и повышенный порог максимально потребляемого тока. Также здесь встречается ножная система управления и телескопический румпель.
  • От 40 тыс. руб. до 300 тыс. руб. за самые топовые модели. Профессиональные моторы, сделанные из самых лучших материалов, способные тянуть самые большие лодки. Их мощность может достигать 3 л.с. Имеют функции автопилота и управление через педали или пульт. Усовершенствованные винты, встроенные сонары – все это обеспечивает максимальный комфорт, но и требует существенных затрат.

Лучшими фирмами, производящими электромоторы сегодня являются:

  • Minn Kota.
  • Flover.
  • Haswing.
  • WaterSnake.

Отдельного слова заслуживает аккумуляторная батарея.

Изначально, аккумуляторы делятся на:

  • стартовые, подающие мгновенные импульсы тока, не способные работать длительно;
  • тяговые, применяемые для лодок, тяговые работают долго и не выходят из строя даже при полном разряжении.

Из характеристик здесь можно отметить:

  • емкость аккумулятора, измеряемую в А/ч, зависящую от мощности мотора;
  • мощность аккумулятора в вольтах, влияющую на эффективность работы двигателя.

Стоимость тяговых аккумуляторов варьируется от 1500 руб. за самые простенькие и до 30 тыс. руб. за дорогие гелиевые модели.

Как выбрать электромоторы для надувных лодок

Говоря о мощности мотора, следует учитывать размер имеющегося плавсредства:

  • лодкам длиной до 3 метров и максимальным весом 500 кг подойдут моторы с тягой 30 lbs или 0,4 л.с.;
  • лодкам от 3 до 4 метров и максимальным весом до 900 кг необходимы моторы не меньше 40 lbs;
  • для суден длиной от 4 метров и грузоподъемностью более 1000 кг нужны самые мощные электромоторы в 50 lbs и выше.

Также выбирая мотор, вы должны планировать, время его работы без подзарядки:

  • аккумуляторы емкостью до 75 А/ч способны питать мотор 1 день и пройти не более 12 км на 5 передачи, и 22 км на первой;
  • аккумуляторы имеющие объем 100 А/ч продержат судно на плаву около 2 дней и способны пройти до 26 км на первой передаче;
  • емкость выше 100 А/ч используется не так часто, в силу громадного веса (до 50 кг) высокой стоимости и требования специального зарядного устройства.
Читайте также:
Ловля леща: как ловить, на что клюет, приманки, прикормка и снасти на леща

Системы управления

Для лодочных электромоторов доступны три системы управления:

  • Управление посредством румпеля называется ручным и не отличается от управления обычными моторами на бензине. Переключает скорость поворот ручки румпеля, а направление меняется перемещением всей его конструкции. Данный способ управления удобен тем, что винт всегда «под рукой» и в случае чего, его можно оперативно поднять.
  • Педальное управление осуществляется ногами. Нажатием на педаль регулируется выбор передачи, направление и даже повороты. Данный способ управления особенно удобен спиннингистам.
  • Дорогие модели оснащены дополнительно пультом, правда, данный способ управления целесообразен для особенно больших лодок.

Советы по использованию электромоторов на лодках

  • Если аппарат не оснащен плавным регулятором переключения скоростей, то менять передачи следует мягко и по порядку. Помимо вреда самому мотору, урон наносится и по аккумулятору. Тяговый аккумулятор не любит скачков в напряжении.
  • Правильно распределяйте вес на судне. Мотору гораздо легче тянуть лодку, поэтому расположить его можно на носу, хоть это и требует дополнительного тюнинга. Основные тяжести расположить следует равномерно посередине судна. Это поможет легко контролировать повороты.
  • Самая предпочтительная скорость – третья. На ней максимально экономится аккумулятор, плюс с неё удобно плавно переключаться.
  • Следите за глубиной винта. Если в воде есть сети браконьеров, поднимите штангу повыше.
  • Периодически чистите винт от посторонних предметов.
  • Не забывайте менять щетки.
  • Раз в сезон просушивайте и смазывайте движок.

Как правильно установить электромотор на надувную лодку

Подвесной мотор поставить на лодку может запросто каждый.

В основном, на надувные лодки моторы вешаются:

  • На транец. Правда, здесь, каждый мотор имеет свой предпочтительный вариант крепления.
  • На уже установленный мотор. Такой вариант популярен, когда электромотор используется в роли дополнительного двигателя.
  • Также возможно крепление на нос. Тут владельцу лодки может потребоваться небольшая кастомизация.

Электромотор для лодки своими руками

Теоретически хороший мотор можно собрать и вручную. Тем, кому не по карману дорогостоящие агрегаты всегда могут попробовать сделать движок для своей лодки самостоятельно. Для этого нужны прямые руки, хорошие инструменты и конечно желание.

Требуется:

  • Электрический мотор. Народный ум додумался брать моторы даже из дрели. Здесь важно, чтобы «вольтаж» мотора совпадал с аккумулятором.
  • Собственно источник питания – аккумулятор. Как уже было отмечено, щелочные АКБ не годятся для данной цели.
  • Винт, который можно снять с неработающего мотора или сделать самому из металла.
  • Редукторы, которые можно взять например от сломанной болгарки.
  • Трубка для самой конструкции.
  • Рулевая колонка.
  • Струбцины, крепящие мотор с рулем и лодкой.

Итоги, блиц-советы

Итак, выбирая электромотор, владелец лодки получает легкое и удобное приспособление для ловли пугливой рыбы, хорошего спиннинга и троллинга. Приемлемая цена в сочетании с легкостью в обслуживании делают электромоторы желанным аппаратом на многих суднах.

Время рыбалки в 2 дня, которое можно провести в экологически чистых водоемах оценили многие любители бестревожного отдыха. А постоянно развивающиеся технологии, со временем позволят увеличить это время еще.

Один сезон с аккумулятором тяговым для электромотора

Кто никогда не выезжал рыбачить на лодке рано-рано утром, в тумане, по неподвижной глади небольшого озерца, в предрассветной тиши, под первыми лучами солнца, тот не поймёт, почему это безмолвие ничем не хочется нарушать! Наоборот, хочется, чтобы эта заповедная тишь оставалась таковой как можно дольше.

Но в таком случае никакой бензиновый мотор, каким бы маленьким и 4-тактным он ни был, не впишется в эту идиллию. Тут нужен лодочный электромотор, и только! А сказав «электромотор», неизбежно придётся сказать и «тяговый аккумулятор» – эта пара неразрывна, ровно как классический мотор и бензин.

Начать можно с того, что электромотору все равно, от какого аккумулятора он питается: от большого или маленького, тягового или автомобильного, гелиевого или кислотного. Да, при разовом стендовом пуске будет все равно, но как только начинается реальная длительная эксплуатация, именно она показывает, что не все аккумуляторы одинаково удобны.

И это даже мягко сказано. Можно выразиться и покатегоричнее: для постоянного использования с современным электромотором удобны только троллинговые (их ещё называют «тяговые» или «Marine Deep Cycle») аккумуляторы, допускающие глубокую разрядку без ущерба для своей целостности. Кроме того, человеку, который будет эксплуатировать мотор, не безразлично, каким тот будет. Ведь специальный аккумулятор тяговый для электромотора позволит владельцу избавиться от многих ненужных хлопот. У меня на тестировании оказался как раз такой – Marine Deep Cycle AGM 90 Ah 12 V. Не самый большой, но и не самый маленький в модельном ряду.

Внешний вид, конструкция
Главная конструктивная особенность такого тягового аккумулятора для электромотора и отличие его от более привычного нам автомобильного в том, что он допускает более глубокий разряд. Когда же это замечательное свойство может понадобиться, проявиться наилучшим образом? Об этом написано простейшими английскими словами, крупными буквами прямо на самом корпусе: «Для рыбалки», «Для троллинга», «Для судна», «Для кемпинга». Первые три области применения можно назвать смежными, и только «кемпинговая» стоит немного особняком. На самом аккумуляторе написано «MARINE BATTERY», что указывает на возможность использования корпуса батареи в море.

Читайте также:
Рыбацкие - рыболовные крючки - все секреты и советы в одном месте!

Главная характеристика аккумулятора – его ёмкость. Она, в моем случае, составила 90 А/ч. Однако будем внимательны, такую ёмкость он выдаст не в любой ситуации, а при разряде в течение 5 часов, то есть это будет 15-20 А. Для тех, кто не очень ориентируется в Амперах, скажу, что это примерно 3-4 скорости большинства средних лодочных электромоторов, маркируемых от 36 до 54 LB. Если использовать аккумулятор только на максимальной скорости, то итоговая ёмкость будет чуть ниже, а если на минимальной, то даже выше. Об этом необходимо помнить.

Такой аккумулятор тяговый для электромотора реально тяжёл (он весит 28,7 кг). Хорошо хоть чуток не дотягивает до заявленных 30 кг, иначе было бы совсем много. Но тут все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Тот, кто когда-либо пробовал носить соизмеримую тяжесть, допустим, бензиновый мотор схожей массы, прекрасно знает, что, как это ни парадоксально, его нести почему-то ТЯЖЕЛЕЕ, чем компактный аккумулятор, имеющий небольшой объем и удобные ручки!

Кстати, о ручках. Они действительно удобные, хотя и тонковаты. Это обусловлено конструкцией изделия, при которой ручки после переноски ложатся на корпус без выпирания. Поначалу ручки моего тягового аккумулятора для электромотора показались хлипковатыми, но… за сезон с ними ничего не случилось, значит, можно утверждать, что они достаточно надёжны.

Клеммы сделаны под винт. Такое решение само по себе очень правильное, особенно если соответствующими разъёмами оборудован и лодочный электромотор, а вот если они разного типа, то возможны небольшие трудности.

Эксплуатация на воде
Мой тяговый аккумулятор преимущественно эксплуатировался с подвесным электромотором WaterSnake классической конструкции. Модель называется FWT34TH (тяга 34 LBS, масса мотора 8 кг).

Практически никаких трудностей при совместной эксплуатации этой пары не случилось, но был один неприятный момент в самом начале, когда пружинный контакт плюсового провода лодочного электромотора не очень плотно, как оказалось, держался на соответствующей клемме и сильно грелся при большой скорости (что равно ситуации «при большом токе»!). Нагрев был весьма ощутим – рука с трудом терпела. Вылечить это удалось более чёткой и плотной посадкой зажима-«крокодила» на клемму. При правильной посадке никакого нагрева не происходило в течение всего дня.

Дальнейшая эксплуатация никаких неприятных сюрпризов не преподносила. Все было хорошо. Пара электромотор – тяговый аккумулятор работала самым замечательным образом почти весь сезон, доставляя только удовольствие от НЕПОВТОРИМОЙ БЕСШУМНОСТИ на небольших речках и озёрах, где она и проявляет себя наилучшим образом.

Применялся указанный выше электромотор и в паре с бензиновым: на бензиновом – маршевые переходы, а на электрическом – троллинг или облов отдельных участков. Тут хочется вспомнить об одной из замечательных возможностей электромотора, о которой почему-то не то, чтобы забывают, но упоминают редко – это возможность работать своеобразным якорем! Да-да, меня не перестаёт радовать возможность приехать, допустим, поздней осенью в одну из тростниковых бухт и зафиксировать там лодку практически неподвижно, поставив скорость на единичку (деление «1»). Никаких мокрых рук при подъёме и опускании тяжёлого якоря и никаких проблем, если надо переместиться: движение руки, и лодка начинает движение. А самое приятное, что при таких скоростях аккумулятор тяговый для электромотора практически не разряжается. Во всяком случае, чтобы разрядить его, держа на первом делении, потребуется почти целый день непрерывного использования.

Разряд и его контроль
Теперь о разряде или о том, на сколько хватит тягового аккумулятора на электромоторе. Этот вопрос задаётся очень часто, но ответить на него непросто. И не потому, что ответа нет, а потому, что специфика использования мотора у каждого человека очень разная, и единого варианта для всех просто не существует. Даже один тот же рыбак в течение дня использует мотор по-разному. Приведу пример, основанный на собственной практике:

• Раннее утро. Переход 30-40 минут до места лова на максимальной скорости – «5».
• Ловля на месте. Скорость либо «1-2», либо мотор вообще отключён.
• Переход на другую точку, но с троллингом. Скорость преимущественно «3», гораздо реже «4», время использования около 1 часа.
• Снова ловля на точке. И опять лодочный электромотор почти выключен, лишь изредка скорость «1».
• Возврат на базу с переходом около часа на максимальной скорости.

Всего такая рыбалка занимает около 5 часов и съедает чуть больше половины заряда такого аккумулятора тягового для электромотора.

Совершенно естественно при таком разнообразии встаёт вопрос определения остаточной ёмкости. Решение: датчик или устройство, которое поможет одному из главных критериев – опыту – определить остаток ёмкости тягового аккумулятора. И такие приборы существуют, например, переносной индикатор заряда аккумулятора.

Читайте также:
Уха на рыбалке, рецепт приготовления.

Учитывая его действительно низкую цену, а также практическую неубиваемость (там просто нечему ломаться), можно смело рекомендовать его как обязательное дополнение к аккумулятору тяговому для электромотора. Принцип работы индикатора прост – каждой остаточной ёмкости соответствует определенное напряжение. Именно его в ступеньках и измеряет это устройство. Светодиодов несколько, но для практического применения точности вполне достаточно. Что ещё можно сказать? Только то, что у индикатора сзади расположен магнит, благодаря чему прибор может быть прикреплён к любой металлсодержащей части корпуса судна.

Помните одну вещь, важную для практической эксплуатации тягового аккумулятора: скорости электромотора обычно отградуированы НЕ пропорционально потребляемому току! То есть, будет так: скорость «1» – это 10% от максимального тока, скорость «2» – 20%, скорость «3» – примерно 30%, скорость «4» – примерно 50%, а вот скорость «5» – 100%! Учитывайте это при использовании, экономьте аккумулятор тяговый для электромотора, стараясь не двигаться постоянно на максимально-расходной скорости.

Зарядка и количество разрядно-зарядных циклов
Вот, собственно, мы подошли чуть ли не к главному, отчего стоит приобретать именно специальный аккумулятор тяговый для электромотора! Дело в том, что возможные в течение длительной эксплуатации глубокие зарядки ему не повредят, и он прослужит большее число циклов. Причём намного большее, чем автомобильный аккумулятор.

Проверено на практике: автомобильный аккумулятор можно убить всего за один сезон активных выездов на электромоторе, а специального должно хватить минимум на три, а то и на больше (по паспорту производителем заявлено от 300 до 1500 циклов в зависимости от эксплуатации). И тут кажущая поначалу высокой цена тягового аккумулятора уже не страшна, потому что она непременно окупится на воде сроком службы и надёжностью устройства.

Заряжать Marine Deep Cycle AGM 90 Ah 12 V лучше всего, конечно, автоматическим зарядным устройством. И дело даже не в скорости работы, а в том, что оно в нужное время проинформирует владельца аккумулятора тягового для электромотора о том, что зарядка завершена. Если Вам хочется сэкономить, то можно заряжать аккумулятор и обычной автомобильной зарядкой даже с ручной установкой силы тока. Как при этом определить время зарядки? Об этом написано в инструкции к аккумулятору, но Вы можете и самостоятельно рассчитать ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ период, ориентируясь на нижеследующий пример.

Тестер показывает, что аккумулятор заряжен на 30% (на одну треть). Значит, нужно добавить в аккумулятор около двух третей потраченной ёмкости, а это, считаем, около 60 А/ч. Однако реально требуется добавить больше, потому как существуют потери при зарядке. С поправкой на них (предположим, +20%) нам надо будет привнести в аккумулятор уже не 60, а 75 А/ч. На зарядном устройстве выставляем ток – 6 А – и ставим заряжаться на 12,5 часов. По окончании контролируем тестером, он должен показать полную зарядку. Если чуть не хватает, заряжаем ещё час-два. Подробности по зарядке неавтоматическими зарядными устройствами приведены в прилагаемой инструкции!

Кстати, если вы собрались поставить аккумулятор тяговый для электромотора Marine Deep Cycle AGM 90 «на зиму», то не забудьте полностью его зарядить. А если срок хранения вдруг превысит 6 месяцев, зарядку «до полного» надо повторить.

И, наконец, в завершение отзыва, сводная подборка выводов:

Плюсы
• Специальный допускающий глубокий разряд аккумулятор тяговый для электромотора с большим количеством разрядно-зарядных циклов.
• Правильный герметичный корпус, не боящийся брызг с ручками для переноски и клеммами под винт.
• Качественная инструкция с достаточным количеством полезной информации. Зная пренебрежительное отношение обычного человека ко всякого рода инструкциям, тем не менее, усиленно рекомендую к прочтению!

Минусы
• Высокая цена аккумулятора тягового для электромотора по сравнению с автомобильным.
• Клеммы не универсальны, только под винт. Иногда это может быть неудобно.
• Большой вес, хотя назвать его недостатком можно с натяжкой, так как это конструктивная особенность, и более лёгкие аналоги имеют уже совершенно другую цену.

Пусковой и тяговый аккумулятор для лодочного электромотора

Многие рыбаки для ловли с воды приобретают себе различные моторные лодки, движение которых по воде обеспечивается за счет мотора. Подвесные двигатели могут работать от различного топлива или электроэнергии. Нормальная их эксплуатация невозможна без нормального аккумулятора. Аккумулятор для лодочного электромотора выбирается по огромному количеству различных критериев. Стоит учитывать, что источник энергии требуется и для дополнительного оснащения, к примеру, питания навигации или освещения.

  1. Достоинства и недостатки лодочных электромоторов
  2. Предъявляемые требования
  3. Классификация аккумуляторов
  4. Основные виды АКБ
  5. Свинцово-кислотные WET с жидким электролитом
  6. Аккумуляторы типа GEL и AGM
  7. Литий-ионные лодочные аккумуляторы
  8. Рекомендации по выбору
  9. Использование автомобильного аккумулятора
  10. Обслуживание батарей

Достоинства и недостатки лодочных электромоторов

Аккумуляторы для лодочных моторов приобретаются не только для питания дополнительного оборудования, но и для рыбалки в режиме троллинга. При использовании обычного ДВС нельзя двигаться со скоростью 3−5 км/час. К преимуществам электромотора относят следующие моменты:

Читайте также:
Самые страшные рыбы

  1. Небольшой вес и компактные размеры. Сложность конструкции ДВС определяет ее большие размеры и вес, что усложняет транспортировку, хранение и применение.
  2. Устанавливаемый гребной винт не цепляется за водоросли при движении на небольшой скорости.
  3. Запускается быстро. С запуском ДВС могут возникнуть трудности, особенно при снижении температуры окружающей среды.
  4. Нет эксплуатационных расходов.
  5. Во время работы не образуется шум. При охоте на пугливую добычу даже незначительный шум может привести к уменьшению улова.

Есть и несколько недостатков, к примеру, небольшой запас хода и тяги. Электрический мотор в большинстве случаев применяется для движения вдоль берега или по небольшим водоемам. Чтобы компенсировать недостатки электромоторов, их устанавливают совместно с бензиновыми и дизельными двигателями.

Предъявляемые требования

Тяговые аккумуляторы для лодочных электромоторов выбираются с учетом определенных требований. К ним относят:

  1. Устойчивость к сильной вибрации. На момент движения лодки по водоему и работе ДВС может появиться вибрация, которая оказывает негативное влияние на различные конструкции.
  2. Максимальное время работы без подзарядки. Этот показатель может варьировать в большом диапазоне.
  3. Сохранение работоспособности на момент сильной качки. Качка также оказывает негативное воздействие на некоторые АКБ, что стоит учитывать при их выборе.
  4. Минимальное техническое обслуживание.

Выбор аккумулятора для электромотора проводится в зависимости от условий эксплуатации. К примеру, для зимней рыбалки выбирают более емкие варианты исполнения АКБ, так как из-за низкой температуры этот показатель существенно падает.

Классификация аккумуляторов

АКБ для лодочных электромоторов выбирают в зависимости от их предназначения. Классификация по этому признаку выглядит следующим образом:

  1. Стартерные. Они применяются лишь для временного питания ДВС на момент его старта. Для восстановления емкости после применения дополнительно устанавливается генератор. Длительное применение и постоянная глубокая разрядка становятся причиной износа АКБ.
  2. Универсальные. Подобные варианты исполнения могут применяться для пуска ДВС и длительного питания электромотора. Характеризуются универсальные АКБ высокой стоимостью, а также длительным сроком эксплуатации. Универсальные аккумуляторы способны генерировать высокий пусковой ток.
  3. Тяговые. Эта группа аккумуляторов характеризуется тем, что применяется для установки на небольших лодках и катерах с электромоторами. Подобные АКБ могут выдерживать длительную работу без зарядки и переносят глубокую разрядку. Стоит учитывать, что глубокий разряд обычного аккумулятора приводит к его серьезному износу и снижению срока эксплуатации.

При частой рыбалке с лодки в большинстве случаев выбирается универсальный аккумулятор. Он может применяться для медленного движения вдоль берега или для запуска ДВС. Стартерные приобретаются в случае, если на лодке устанавливается только двигатель, работающий на топливе.

Основные виды АКБ

Аккумулятор тяговый для электромотора может изготавливаться при применении самых различных технологий. Наибольшее распространение получили следующие виды АКБ.

Свинцово-кислотные WET с жидким электролитом

Этот тип аккумуляторов получил самое широкое распространение, что связано с невысокой стоимостью. Подобный вариант исполнения рекомендуется выбирать для питания ДВС на момент его пуска. Современные модели изготавливаются при применении технологии Са-Са, которая предусматривает использование пластин из сплава свинца с добавлением кальция.

Стоит учитывать, что свинцово-кислотные варианты исполнения не поддаются обслуживанию. Поэтому при частичном или полном износе восстановить емкость не получиться. Во время эксплуатации WET не требуют добавления воды. На рынке представлен большой ассортимент свинцово-кислотных батарей, стоимость их варьирует в пределе от 5 до 7 тысяч рублей. Некоторые варианты исполнения могут применяться также на автомобилях, двигатель которых работает совместно с системой старт/стоп.

Аккумуляторы типа GEL и AGM

Появились подобные источники питания относительно недавно, что определяет их высокую стоимость. Оба АКБ относятся к свинцово-кислотным, но электролит находится в связанном типе. Модель AGM характеризуется наличием пластин из стекловолокна, модель GEL имеет разноименные пластины в гелеобразной серной кислоте. Подобные батареи можно использовать для длительного питания электромоторов.

Конструктивные особенности определяют то, что AGM и GEL переносят глубокий заряд и высокий пусковой ток. Зарядка проводится в кратчайшие сроки, батарея подобного типа не требует обслуживания, во время эксплуатации не происходит выделение газов. Недостатком можно назвать то, что подобные аккумуляторы не могут долго храниться без полной зарядки. Кроме этого, стоимость моделей на 12 В варьирует в пределе от 12 до 30 тысяч рублей.

Литий-ионные лодочные аккумуляторы

Считаются самым инновационным решением. Они появились относительно недавно и постоянно совершенствуются. Большинство моделей характеризуется наличием специального контроллера, которая позволяет исключить вероятность перезарядки.

У нового типа батарей много положительных качеств: не нужно обслуживать, высокая энергоемкость, в процессе зарядки быстро набирает зарядку, небольшой вес и габариты. Низкий саморазряд позволяет хранить АКБ на протяжении длительного периода. Единственный, но существенный недостаток заключается в высокой стоимости. Самое доступное предложение обходится в 20 000 рублей.

При довольно большом бюджете, отведенным на приобретение аккумулятора, рекомендуется уделить внимание литий-ионным вариантам исполнения. Они обладают исключительными эксплуатационными характеристиками, могут прослужить в течение длительного периода. Если подбирается батарея только для кратковременного питания ДВС, то можно приобрести свинцово-кислотные, так как они характеризуются невысокой стоимостью.

Рекомендации по выбору

Довольно большой ассортимент определяет то, что возникают некоторые трудности при выборе наиболее подходящего АКБ. Основные рекомендации следующие:

Читайте также:
Лучший автомобиль для рыбалки и охоты

  1. Для начала учитывается тип установленного двигателя. В продаже встречаются электрические моторы 12 и 24 Вольт. Стоит учитывать, что для второго типа электрических моторов зачастую приобретается две батареи, которые соединяются последовательно.
  2. При установке только одного аккумулятора для запуска ДВС и постоянного питания электромотора выбирается вариант исполнения GEL или AGM. Они способны выдавать высокий пусковой ток и работать на протяжении длительного периода. Стоит учитывать, что подобное предложение самое дорогостоящее, но прослужит подобный АКБ на протяжении длительного периода.
  3. При выборе уделяется довольно много внимания емкости. Она выбирается в зависимости от мощности установленного мотора: чем больше мощность, тем выше должна быть емкость. Тяговый АКБ должен обеспечивать запас хода судна на полной мощности в течение двух часов.
  4. Уделяется внимание и весу аккумулятора. Рекомендуется выбирать модели, которые имеют вес не более 20 кг.
  5. Лучше всего выбирать необслуживаемые модели. Это связано с тем, что в некоторых случаях обслуживание может проводиться только в специализированных центрах.
  6. Минимальный саморазряд является важным критерием выбора. Он определяет возможность длительного хранения без зарядки.

При выборе уделяется внимание и популярности бренда. Это связано с тем, что известные производители выпускают качественную продукцию, заявленные характеристики которой будут соответствовать реальным.

Использование автомобильного аккумулятора

Некоторые начинающие рыбаки устанавливают автомобильный аккумулятор в качестве постоянного источника питания для лодочного электромотора. Специалисты не рекомендуют это делать по следующим причинам:

  1. Автомобильный АКБ выдает высокий ток на момент запуска двигателя, после чего заряжается от генератора.
  2. Не все лодочные ДВС имеют генераторы, они устанавливаются только на мощные модели. Поэтому после запуска двигателя аккумулятор может быстро разрядиться и повторно его завести уже не получиться.
  3. Использовать рассматриваемый источник питания для постоянного питания электромотора нельзя по причине того, что уже после 2−3 раз полных разрядов АКБ полностью выходит из строя.

Именно поэтому рекомендуется выбирать лодочные АКБ для запуска ДВС и длительного питания электромотора. При правильном обслуживании они прослужат долго.

Обслуживание батарей

Соблюдение простых правил эксплуатации позволяет существенно продлить срок эксплуатации АКБ. В большинстве случаев именно неправильное применение батареи приводит к быстрому износу. Основные рекомендации следующие:

  1. Обслуживание электромотора можно проводить только после полного отключения источника питания.
  2. Нельзя использовать «крокодилы» для подключения источника питания к двигателю. Низкокачественное соединение может привести к возникновению дополнительного сопротивления, что уменьшит срок службы АКБ.
  3. Нужно периодически проверять надежность соединения. Кратковременное пропадание контакта приводит к утечке тока, нагреву клемм и их окислению.
  4. Производители АКБ указывают рекомендуемые модели зарядных устройств. Только при их применении можно обеспечить длительный срок эксплуатации источника питания.
  5. Нельзя допускать замыкание выводов между собой, так как короткое замыкание сразу выведет аккумулятор из строя.

Хранить источник питания следует в темном месте при комнатной температуре. Время от времени поверхность нужно очищать от загрязнений. Во время эксплуатации нельзя допускать попадание воды в зону соединения электрического мотора с батареей, так как это приведет к быстрому окислению контактов.

Лодочный электромотор: конструкция, установка, запуск и аккумулятор

Электрический лодочный мотор – это будущее в развитиии подвесных двигателей, которые постепенно будут совершенствоваться и оптимизироваться, получая более высокую мощность, лучший функционал, комфорт управления и роботизированные, автоматические способности.

Рассмотрим, какие существуют причины выбрать подвесной электромотор для рыбалки в настоящее время.

Подвесной лодочный электромотор не так давно считался исключительно троллинговым вариантом эксплуатации.

Этот бесшумный движок для воды пользуется популярностью среди любителей удить рыбу в движении.

Электромотор со слабой частотой вибрации и шума просто идеально подходит для этого рыболовного действа.

Также электрический лодочный двигатель необходим для передвижения по заповедным водоемам и заказникам.

Конструкция лодочного электромотора

Подвесной лодочный электромотор состоит из следующих частей:

  • рабочей головы;
  • румпеля;
  • проводов для подключения питания;
  • ноги-опоры;
  • сцепной транцевой струбцины;
  • пропеллер;
  • киль-перо.

Установка лодочного электромотора

Подвесной лодочный мотор достаточно прост и легок в установке. Всё, что необходимо – это подвесить электродвигатель на струбцине и запитать провода к батарее.

Непосредственно сам электрический лодочный мотор легок и компактен. Его можно переносить, чуть ли не в ручной клади.

Но вот сама аккумуляторная батарея весит немало. Но, несомненно меньше и легче, чем бензиновый лодочный двигатель.

Многофункциональная струбцина оснащена возможностью наклонить и зафиксировать положение лодочного электромотора относительно судна.

Отличительная особенность электромотора – это выдвижная нога, которую можно вытянуть или компактно сложить согласно размерам транца.

Необходимая высота ноги электродвигателя фиксируется с помощью специального затягивающего хомута.

Запуск лодочного электромотора

Проблем с зажиганием лодочного электромотора нет. Запуск осуществляется от пусковой кнопки. Управлять электромотором удобно и просто ухватом румпеля-рукояти.

Электрическая установка подвижна вправо и влево. Лодка легко чувствует заданное направление, послушно отзывается на установленный курс движения.

Мощность лодочного электромотора

При выборе электрического лодочного мотора важно помнить, что чем больше мощность, тем выше будет нога двигателя, что также будет негативно сказываться на общем комфорте управления.

Читайте также:
Как приклеить транец на лодку пвх видео

Каким бы ни была мощь лодочного электромотора, лодка не сможет развить высокую скорость.

Впрочем, для рек и озер, которые являются основным маршрутом отечественного водного передвижения, скорости, чуть больше 10 км/ч будет более чем достаточно.

Ведь не каждый пассажир мечтает лететь под 40 км/ч лодочным носом кверху.

Чаще всего, водная прогулка – это желание степенно, а главное бесшумно, передвигаться по водной глади, без необходимости работы веслами.

И именно бесшумность и легкость движения являются главными качествами подвесного электромотора для лодки.

Аккумулятор для лодочного электромотора

Силу и мощь лодочному электромотору обеспечивает аккумуляторная батарея.

При выборе аккумулятора для электрического лодочного мотора необходимо помнить несколько важных нюансов:

  • АКБ должен быть тяговым, а не стартерным, как на авто.
  • Тяговые АКБ способны долгое время разряжаться, сохранять постоянное напряжение и целостность пластины.
  • Емкость АКБ имеет значимость на его вес. Соответственно, чем мощнее аккумулятор для электромотора, тем больше будет его вес.
  • По технологии наполнения АКБ бывают свинцово-кислотными и гелевыми. Предпочтение лучше отдать последнему варианту.

Причины выбрать подвесной электромотор для рыбалки

Существуют 5 главных причин, чтобы выбрать подвесной электромотор для рыбалки:

  • Экологичность. Самый важный и весомый аргумент в пользу электродвигателя.
  • Компактность. Подвесной лодочный мотор легко переносить и перевозить как в авто, так и на дальние расстояния.
  • Практичность. Электростартер удобен как для рыбалки и троллинга, так и для семейной прогулки, экскурсий.
  • Хождение по мелководью. Электрический двигатель безопасно использовать для неглубоких озер и рек, мели, болотистых водоемов.
  • Экономия топлива. Электрическое питание исключает необходимость заправки бензином.

Видео обзор подвесного лодочного электромотора

Как выбрать аккумулятор для лодочных моторов

Выбор аккумулятора для владельца лодки не менее важен, чем для автомобилиста. В этой статье вы найдете информацию про аккумуляторы для лодочных моторов и ознакомитесь с их характеристиками и ценами.

  • Основные типы ↓
  • Виды АКБ, их плюсы и минусы ↓
  • Выбор аккумулятора ↓
  • Модели и стоимость ↓
  • Зарядка аккумулятора ↓
  • Можно ли использовать автомобильные АКБ ↓
  • Правила эксплуатации ↓
  • Блиц-советы ↓

Основные типы

Аккумуляторов для лодочных моторов несколько типов:

  1. Стартерные;
  2. Тяговые;
  3. Универсальные.

Первые применяют для быстрого запуска дизельного или бензинового двигателя. Основной минус в том, что их нельзя сильно нагружать, и заряда хватает ненадолго.

Другое дело тяговые. У них есть стабильное высокое значение постоянного тока. Они могут долго работать. Им не страшно окисление из-за особенностей конструкции. Они относятся к аккумуляторам глубокого разряда, имеют повышенное количество циклов.

Универсальные аккумуляторы способны обеспечить высокий пусковой ток, а также работать в качестве глубокого разрядного источника питания.

Виды АКБ, их плюсы и минусы

Используются такие виды:

  • WET – свинцово-кислотные
  • AGM И GEL
  • Li-On – литий-ионные

Свинцово-кислотные – самые часто используемые. Они являются необслуживаемыми. Доливать воду в банки используя их не нужно. Главный минус этих аккумуляторов: если их часто полностью разряжать, то часть ёмкости будет теряться.

AGM И GEL – часто используются с лодочными электромоторами. Они не боятся глубокого разряда и могут выдавать высокий пусковой ток для мотора, даже если разряжены. Заряжаются очень быстро, не выделяют газов и их не нужно обслуживать. Минусы в том, что их нельзя перезаряжать, а также высокая стоимость.

Литий-ионные – стремительно набирают популярность. Их постоянно улучшают, несмотря на то, что они появились совсем недавно. У них имеется защита от перезаряда.

Плюсы:

  • Энергоёмкость;
  • Не требуют обслуживания;
  • Небольшой процент износа (10% за год);
  • Быстро заряжаются;
  • Легкие и компактные.

Из минусов можно назвать цену аккумуляторов. Приблизительная стоимость – 20 тыс. рублей.

Свинцово-кислотные – самые часто используемые, они являются необслуживаемыми

Выбор аккумулятора

Выбирая АКБ для своего мотора, смотрите на то, какого типа двигатель. Они могут быть 12В или 24В. Для 24В придётся последовательно соединять две по 12В.

Если в планах пользоваться одним АКБ нужно выбирать AGM или GEL. Если есть возможность, то купите литий-ионный аккумулятор. Он дорогой, но со своей задачей справится лучше других.

По поводу ёмкости. Она зависит от мощности мотора. Если мотор мощный, то и ёмкость требуется соответствующая. Потребление электромотора приблизительно равно одному амперу на фунт мощности мотора. Если у мотора 25 фунтов, то аккумулятора на 50 Ач ему хватит на 2 часа на максимальной скорости. На маленькой скорости его хватит на все выходные, возможно даже больше.

Мощность лодочных электромоторов нельзя измерять в лошадиных силах или киловаттах. Для них есть такие понятия, как упор и тяга.

Зачастую на 45 килограмм массы судна нужно 2 фунта тяги. Но лучше брать с запасом в 10%.

Подбирайте АКБ так, чтобы на полной мощности хода заряда хватило на два часа.

Смотрите на вес. Лучше, если он будет в пределах 20 кг, дабы не мешал управлению.

Выбирайте необслуживаемый аккумулятор. Вы должны только подзаряжать его. И хорошо, если у него будет минимальный самозаряд.

Потребление электромотора приблизительно равно одному амперу на фунт мощности мотора

Читайте также:
Мормышка это просто: что это такое, зимние и летние виды

Модели и стоимость

CROWN 12 В – тяговый аккумулятор для лодочных моторов, обладающий компактными размерами. Не портится от глубоких разрядов. Также имеет максимальное количество циклов глубокий разряд-заряд.

Характеристики:

  • Ёмкость: 85 A*ч;
  • Max I: 730 A;
  • Вес: 20 килограмм;
  • Цена: около 6946 руб.

DEKADP 24 серия MarineMaster (США) – АКБ глубокого разряда. Способен без проблем выдерживать полную разрядку и долгую перезарядку. Специально создан, чтобы работать в тяжелых условиях.

Характеристики:

  • Ёмкость: 85 A*ч;
  • Max I: 550 A;
  • Вес: 17.7 килограмм;
  • Цена: около 5750 руб.

DEKA DC31 DT серия Marine Master (США) 12 В – ещё один хороший аккумулятор того же производителя.

Характеристики:

  • Ёмкость: 120 A*ч;
  • Max I: 650 A;
  • Вес: 26.7 килограмм;
  • Цена: около 8950 руб.

DEKA DOMINATOR 8G24 (США) гелиевый 12 в – обладает уникальной технологией гелиевого электролита. Способен выдержать большое количество циклов заряда-разряда. Выдерживает любые нагрузки, что позволит долго находиться на воде.

Характеристики:

  • Ёмкость: 74 A*ч;
  • Max I: 410 A;
  • Вес: 19 килограмм;
  • Цена: около 16400 руб.

DEKA DOMINATOR 8G31DT (США) гелиевый 12 в – обладает многими преимуществами: герметичен, не требует обслуживания, электролит не протекает, ударостойкий.

Характеристики:

  • Ёмкость: 102 A*ч;
  • Max I: 590 A;
  • Вес: 31.7 килограмм;
  • Цена: около 20900 руб.

Зарядка аккумулятора

Лодочные аккумуляторы высокочувствительные, требуют точность в поддержании тока. Для этого нужно пользоваться зарядным устройством, которое имеет функцию автоматического отключения. В нём обязательно должен быть вентилятор, который защитит от перегрева электронные платы.

Полная зарядка происходит за 9-10 часов.

Если увеличивать силу тока, зарядка будет быстрее. Но от этого быстро испортится аккумулятор.

Можно ли использовать автомобильные АКБ

Эта тема стоит того, чтобы её обсудить. Опытные рыбаки, специалисты и туристы утверждают, что лучше так не делать. Автомобильные АКБ не подходят для лодочных моторов. Автомобильный аккумулятор работает так: в момент, когда запускается двигатель он отдаёт высокий ток, а потом во время поездки заряжается.

Не у каждой лодочной ДВС присутствует генератор. Они ставятся только на дорогих моделях. Большая часть лодочных моторов не рассчитана на то, что АКБ будет подзаряжаться во время работы.

Автомобильный АКБ ни в коем случае нельзя использовать как тяговой. Через 5-7 глубоких разрядов он прекратит работу.

Правила эксплуатации

  1. Обслуживать электромотор можно только отключив АКБ.
  2. Присоединяйте аккумулятор надёжными креплениями, не используйте для этого “крокодилы”.
  3. Проверяйте хорошо ли соединен мотор с аккумулятором. При плохом теряется нагрев, происходят утечки и окисления.
  4. Замыкание выводов батареи может привести к её выходу из строя.

Все правила такие же, как при эксплуатации автомобильного АКБ.

Блиц-советы

Производителям АКБ для лодок нужно искать компромиссное сочетание стартерных и тяговых качеств батарей. На данный момент ведутся исследования чтобы достичь этого.

Пример такого решения – тяговые литиевые АКБ RT-L. Специалисты из Российской академии наук участвовали в их разработке.

Отличия этих аккумуляторов:

  • Легкий вес, самый лёгкий в своём классе;
  • Большая энергоёмкость;
  • Защита от влияния климатических воздействий;
  • Увеличение ресурса (большое количество циклов – около 3000).

Эти аккумуляторы невозможно утопить. Для изготовления применялись специальные материалы.

Нерест судака

В целях размножения судак, в отличие от речных жителей вроде лосося, не покидает родного водоема. С приходом нереста он ищет укромное место на дне, прикрытое каким-нибудь мусором, чтобы там затем отложить икринки. Нерест проходит ежегодно и начинается примерно в конце апреля. Главным критерием, означающим, что скоро начнется размножение, является температура воды. Требуется стабильно выше 12 градусов.

Первое размножение судак может осуществить уже в три или четыре года. Мальки, которые появляются из икры желтого цвета, уже через пару месяцев достигают достаточных для хищника размеров и могут питаться мелкими рыбешками. Такое быстрое развитие и оправдывает раннее начало нереста.

Период нереста

Половая зрелость у клыкастого хищника наступает в возрасте 3-4 лет. К этому времени рыба успевает набрать вес в пределах 500-700 г и достичь длины около 30-40 см.

Сразу после окончания зимы и схода ледяного панциря с поверхности водоемов, судак начинает усиленно кормиться перед икрометом. Хищник перемещается на мелководные акватории вслед за стаями малька. Иногда клыкастому разбойнику приходится двигаться вверх по течению на большие расстояния. Опытные рыболовы считают этот период лучшим временем для добычи трофейных экземпляров.

Когда наступает время нереста судака, мелкие представители собираются в большие группы. Крупная рыба предпочитает держаться в одиночестве.

После усиленного кормления стаи судака начинают перемещение к нерестилищам. Движение происходит достаточно медленно, в пути рыба продолжает охотиться, чем пользуются местные рыболовы. Они подкарауливают проходящую стаю с живцовыми удочками или спиннингами. Общее время на подготовку к икромету составляет 3-4 недели.

Точное время нереста зависит от температуры воды. Оптимальный режим для размножения колеблется в диапазоне 10-18ºС. Если в южных регионах икромет может начаться в апреле, то в средней полосе благоприятные условия наступают только в мае или июне. К этому времени большинство рек уже входят в берега после весеннего половодья. Откладывать икру самки начинают поздним вечером или ночью.

Читайте также:
Самые страшные рыбы

Места нереста

Клыкастый нерестится по срокам приблизительно после середины весны, тогда же он начинает активно искать место, где устроит гнездо для икринок. Хищники группами уходят с глубоких мест на водоёме и плывут к отмелям у берегов.

Частые места нереста судака:

  • ерики;
  • мелкие протоки;
  • старицы на реках;
  • заливы.

Нерест судака весной происходит в перечисленных местах даже у обитателей озёр и морей. Сейчас все особи склонны покидать насиженные места и стаями плыть к подходящим участкам рек.

Хищник предпочитает устраивать гнёзда на участках рек с буйной растительностью, закоряженным дном и остальным мусором. По приближению к брачному периоду крупные стаи расходятся и образуются мелкие группы по 2-3 самца. Если особи крупные, в паре только один самец. Обычно среди группы самцов в процессе размножения участвует лишь один, который крупнее остальных.

Икромёт выполняется в заранее подготовленные гнёзда. Заблаговременно самка готовит гнездо в укромном месте, она активно обмахивает участок брюшными плавниками для удаления остатков мусора и растительности. Самка расчищает дно, создавая чистую поверхность для яиц. Здесь есть работа и для самцов, которые выравнивают грунт носом. Вместе клыкастые создают углубление на дне глубиной 5-10 см. Судак любит делать овальные выемки для кладки длиной до 0,6 м. По периметру гнезда находятся корни с ветками, выполняющие защитную функцию.

Есть регионы России, где судак находится под угрозой исчезновения. Рыба просто не находит благоприятного места для кладки икры. Для помощи хищнику люди устраивают подходящие нерестилища. Ведь произвольный разброс икры ведёт к гибели всего потомства.

Чтобы сделать искусственное нерестилище, с дна убирают растительность и делают специальные гнёзда из веток или нержавеющей стали. Внутрь каркаса укладывается субстрат: капроновые верёвки, корни растительности. Для отметки нерестилищ к краям крепятся небольшие поплавки.

Поведение во время икромета

Поведение судака во время икромета не отличается особой зрелищностью: никакого громкого плеска, прыжков и прочих эффектов. Рыба ведет себя тихо, стараясь не привлекать к себе ненужного внимания, лишь иногда можно заметить спины и хвосты над поверхностью. Икромет происходит преимущественно по ночам, днем рыба отдыхает и набирается сил. Нерестовый период может продолжаться до 20 дней, в зависимости от погодных условий.

Несмотря на то, что самку сопровождает несколько самцов, генетическим отцом потомства становится лишь один, самый крупный и сильный. Самка выметывает икру в подготовленное гнездо, причем крупная особь может отложить до трехсот тысяч икринок желтоватого цвета миллиметрового диаметра. Это не такая уж внушительная цифра – например, аналогичная по весу самка карпа куда более плодовита, этак в 3-5 раз. Вся икра сосредотачивается в одном гнезде.

Как только самка судака отнерестится, на этом ее миссия заканчивается: она свою лепту в продолжение рода внесла, а теперь наступает черед самцов. Как говорилось выше, оплодотворяет икру только доминантный самец, остальные члены свиты выполняют лишь вспомогательную функцию, которая заключается преимущественно в заботе о потомстве.

Необходимые условия

Клыкастый становится половозрелым и способным к размножению на 3-4 год жизни. Обычно самки приобретают способность откладывать икру в возрасте четырёх лет, а самцы – годом ранее. До икромёта судак уже успевает развиться до веса 0,5-0,7 кг при длине тела 30-40 см.

Когда заканчивается зима и ледяной покров начинает таять, у рыбы начинается активный жор. Судак готовится к икромёту, запасаясь жиром. В период нереста судаку потребуется масса энергии, чтобы добраться до места, подобрать пару, выпустить икру и оплодотворить её. В конце зимы или в начале весны хищник перемещается ближе к берегу или на мелкие места водоёма, где обитают стаи мальков. Сейчас лучшее время, чтобы поймать крупные особи клыкастого, нередко на крючке попадаются и трофеи.

Длительность подготовки у судака занимает до одного месяца, всё время он усиленно питается. Конкретный период, когда начнётся икромёт, нельзя точно установить, всё зависит от температуры. Температура воды для нереста судака должна находиться в пределах 10-18 °С. В тёплых регионах России рыба идёт к нерестилищам в апреле, в центральной части страны – в мае, а на севере благоприятные условия наступают в конце мая или начале июня. Сейчас большая часть водоёмов входит в привычные берега, что символизирует завершение весеннего половодья.

Судак обычно держится стаями, нередко группа судака состоит из сотни особей и больше. Крупные рыбы не любят держаться стай, им комфортнее по одиночке, где им проще найти пропитание. После окончания периода активного питания клыкастый идёт к нерестилищу. Плывёт рыба медленно, поглощая всю попадающуюся пищу на ходу. Благодаря сохранению инстинкта к принятию пищи, многие рыболовы охотятся на судака спиннингами или поплавочными снастями с живцами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: