Как выбрать гребной винт для лодочного мотора?

Как подобрать винт на лодочный мотор?

25 Фев 2019 | 18:04

Неправильный выбор винта повышает риск поломки двигателя лодки. Когда мотор не способен развить заявленную в сопроводительной документации скорость на высоких оборотах, он практически тонет в топливе. Становится высока вероятность деформации подшипников, поршней и других расходников. Все это чревато разрывом в глушителе, заеданием поршня и выводом мотора из строя.
В обратной ситуации, когда обороты вала превышают допустимые, лепестковые клапаны разрушаются, при трении деталей образуется стружка, все элементы быстрее изнашиваются.
Но всего этого можно избежать, если подойти ответственно к выбору винта для лодки. Конечно, при покупке придется опираться на мнение производителя и данные из каталога, но оптимальный вариант подбирается экспериментальным путем. Винты различаются между собой по следующим параметрам: на каждые 2,54 см (1 дюйм) приходится 150-200 оборотов в минуту. Бывает так, что вы установили новый винт, но он замедляет ход. Решением проблемы станет установка устройства с шагом поменьше, чтобы увеличить скорость.

Расчет винтового шага

Что бы рассчитать шаг винта, необходимо знать несколько параметров:

  • Посмотрите в документах на мотор предельное число оборотов для режима «полный газ». Стандартно это число не больше 5500 об/мин.
  • Теперь разгоните лодку до предельного значения на «полном газу».
  • Если показатели тахометра меньше, чем те, что прописаны в паспорте, зафиксируйте их как предельное число оборотов.
показатель значение (об/мин)
обороты двигателя по паспорту 5100 — 5300
максимальный показатель 5300
результаты опытного заезда 4300
несоответствие 100

Исходя из данных, что на 1 дюйм приходится примерно 200 оборотов в минуту, можно подсчитать, на сколько дюймов нужно уменьшить шаг:
1000 : 200 = 5.
Таким образом, уменьшение шага на 5 дюймов должно решить проблемы со скоростью.

Практика показывает, что обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Для каждой задачи необходима своя модель. Поэтому настоятельно рекомендуется брать с собой в путешествие запасной винт в полном комплекте.

На начальном этапе новоиспеченный владелец судна полностью полагается на винт, установленный производителем. И только с опытом приходит понимание, что, изменяя параметры веса и мощности, можно добиться оптимальной скорости хода при экономном расходе топлива. Поэтому рано или поздно перед владельцем встает дилемма: как выбрать винт, чтобы улучшить характеристики и не обновлять мотор полностью.

Параметры винта

Сегодня винты различаются по нескольким характеристикам. Самый очевидный элемент — количество лопастей. Обычно их бывает от двух до четырех.

Вторая величина — диаметр. Он легко поддается вычислению. Когда у винта четное количество лопастей, нужно найти расстояние между двумя самыми удаленными от оси точками, расположенными на противоположных плоскостях.
Если у винта три лопасти, то следует замерить расстояние от центра втулки до кончика любой лопасти и умножить это число на два.

Величина шага.

Это число обозначает, на какое расстояние переместится винт вперед, пройдя полный виток. Как правило, винты сопровождают маркировкой. К примеру, «10х15», что значит, что диаметр изделия составляет 10 дюймов, а его шаг равен 15 дюймам.

Центральная ось называется «втулка». При помощи втулки винт отцентровывается по отношению к валу. Существуют модели моторов с выхлопными газами. Винт, рассчитанный на эти модели, имеет обойму, удерживающую лопасти.
Лопасти отвечают за создание тяги, выталкивая воду. Таким образом лодка движется вперед.

Геометрия лопасти

По форме лопасти отличаются большим разнообразием. Перечислим варианты, которые больше всего полюбились опытным владельцам судов.
«Круглое ухо» или эллиптические — самый популярный тип. Сочетание тяги и скорости здесь подобрано оптимально.
Если лопасть отходит прямо от втулки или даже перпендикулярно к ней, то такой гребной винт имеет нулевой гребок. Такая модель приподнимает нос над водой, который никак не хочет подниматься при глиссировании. Если плоскость лопасти наклонена от хвостовой кромки винта, то это, так называемый, сильный гребок. Высота подъема носа прямо пропорционально зависит от градуса наклона лопасти.
Серповидные или полусерповидные лопасти имеют прямую выходную кромку. Эта особенность позволяет при небольших оборотах сильно увеличить скорость.
Косые винты закручены в сторону вращения. Это оптимальный вариант для рыбалки на заросшем пруду, потому что водоросли не наматываются на винт.

Алюминий или сталь?

Алюминиевые изделия — самый экономичный вариант. Винт отлично подойдет тем, кому не важна высокая скорость, а предпочтительнее плавный ход на глиссере. Алюминий, который используется для лопастей не подвержен коррозии, но при механическом повреждении может выгнуться. Поэтому лопасти делают более толстыми по сравнению со стальными аналогами, что влияет на скорость судна.
Нержавеющая сталь в несколько раз прочнее алюминия, поэтому винты изготавливают меньшей толщины без потери прочности. Но если гоночный винт с несъемной втулкой ударится о неровность дна или подводную скалу, инцидент скорее всего приведет к разрыву редуктора. Поэтому все чаще выпускают модели с пластиковой втулкой, которая в случае механического повреждения провернется либо слетит с резьбы.

Число лопастей винта.

Возрастание количества и размера лопастей также увеличивает силу, которая толкает лодку вперед. Но также возрастает и сила сопротивления воды. Поэтому изначально обходились наименьшим числом лопастей — двумя.
С приходом новых технологий, материалов изготовления и возможностей создавать многоступенчатое дно лодки, стало допустимым использовать до четырех лопастей.
Четырехлопастной винт наделен рядом достоинств: в силу того, что лопасти противопоставлены друг другу, то винт функционирует более ровно, сокращает время разгона, снижает скорость, при которой лодка переходит на глиссирование и позволяет лучше контролировать расход горючего. При этом, скорее всего, максимальная скорость будет снижена.
Оптимальный вариант для собственного пользования — три лопасти. Такой винт будет служить долго, при этом вы сэкономите значительную сумму при покупке.

Читайте также:
Ультролайтовый спиннинг как выбрать видео

Выбор оптимальной модели.

При выборе винта необходимо точно знать, для какой задачи вы его будете использовать. Модель, которая быстро и эффективно выведет лодку на глиссирование, не сможет создать максимальную тягу.
И снова — параметр, который имеет наибольшее значение — количество оборотов мотора. Если ваш мотор набирает максимальные обороты согласно паспортным данным, значит винт подобран идеально. Если фактические показатели тахометра далеки до паспортных значений, необходимо заменить винт, регулируя шаг и диаметр последнего.

Ремонт винта лодочного мотора

Алюминиевые модели нельзя ремонтировать, даже если это простое срезание зазубрин. Дело в том, что для того, чтобы починить что-то, необходимо сперва нагреть материал, но при этом меняется его взаимосвязь молекул и все характеристики.
Винты из нержавейки и композита, наоборот, поддаются ремонту. Разработаны также модели со съемными лопастями, которые легко можно заменить на новые.
Гребной винт — один из ключевых элементов в работе вашей моторной лодки. На нем нельзя экономить деньги, а покупать стоит модель, подходящую под характеристики мотора, и заточенную на выполнение определенных задач.

Подбор гребного винта для лодочного мотора

Давайте коснемся темы выбора гребного винта для подвесного лодочного мотора. Сегодня на Российском рынке существует несколько производителей гребных винтов для лодочных моторов. Производители моторов обычно устанавливают на валы своих моторов винты собственного производства, т.к. для эффективного преобразования мощности мотора в скорость необходим гребной винт, который бы соответствовал характеристикам именно этого лодочного мотора.

Оригинальные гребные винты для лодочных моторов

Собственным производством гребных винтов занимаются все производители лодочных моторов. Но вот Honda до недавнего времени на свои моторы ставила винты компании Michigan, а сейчас уже ставит Solas. И компания Tohatsu на некоторые свои модели лодочных моторов ставит винты Solas. Все производители лодочных моторов рекомендуют ставить на свои моторы именно оригинальные гребные винты. Мы конечно же не будем верить им на слово и попытаемся узнать почему и как. Кроме шага винта, сами винты различаются еще несколькими характеристиками. И если вы даже установите винт не оригинальный, но с тем же шагом на свой лодочный мотор, то не факт, что вы получите положительные эффект в скорости.

Неоригинальные гребные винты для лодочных моторов.

Кроме известных производителей гребных винтов, таких как Solas и Michigan, есть еще менее известные: Компрон (4-х лопастные, неразборные) и Пиранья (3-х и 4-х лопастные, разборные). Композитные винты (пластмассовые) очень стойки к коррозии, но полностью неремонтнопригодны, обладают низким КПД (толстых профиль лопасти), и стоят не дорого. Все же мы рекомендуем их использовать вам самим, если вы конечно не покупали надувную лодку и мотор на самые последние деньги и сама лодка и мотор абсолютно не известного бренда. Тогда вам и такой винт подойдет. Если же вы достаточно серьезно подходите к выбору как лодки так и лодочного мотора, вам стоит более тщательно выбирать и гребной винт. Просто разница в цене быстро нивелируется бОльшим расходом топлива. Конечно же если вы потомок Рокфеллера и вам плевать на скорость, то пластмассовые винты – ваш выбор.

Гребные винты компании Michigan.

Компания Michigan производит гребные винты для лодочных моторов уже более 100 лет. И является крупнейшим и одним из самых авторитетных производителей. В основном они занимаются производством точных копий оригинальных винтов всех производителей моторов. Но у них есть и свои собственные разработки, которые так или иначе улучшают характеристики мотора.

Серия Michigan Match – это алюминиевые винты и нержавеющие винты, которые в точности копирую характеристики оригинальных винтов.

Серия Vortex – 3-ч и 4-х лопастные алюминиевые и нержавеющие сборные винты, имеющие сборную конструкцию втулки. Это позволяет устанавливать винты Vortex на моторы разных производителей.

Серия Rapture – вентилируемые, полированные винты повышенного качества. Они позволяют получить прирост в скорости до 5%.

Серия Ballistic – гребные винты с высоким КПД на больших скоростях. Рекомендуется устанавливать на суда с мощными моторами. Прирост скорости до 8%.

В плюсы всем гребным винтам от компании Michigan можно записать более низкую цены, по сравнению с оригинальными винтами и точное 100% совпадение характеристик, высокое качество. Минусом является то, что алюминиевые винты окрашиваются без предварительного грунтования.

Гребные винты Solas

Эта компания делает гребные винты, которые можно приспособить для любых моторов. Стремление удешевить производство. Все гребные винты Solas – это их собственная разработка. Характеристики конечно не плохи, но есть несколько минусов.

Читайте также:
Подсак для рыбалки

Первое – это то, что характеристики гребных винтов Solas полностью не соответствуют характеристикам оригинальных винтов, что чаще всего в итоге приводит к падению скорости. Если вы все же нацелены купить гребной винт Solas, то вам скорее всего понадобиться совет специалиста, который поможет сравнить характеристики нескольких винтов, и поможет вам выбрать оптимальный именно для вашего мотора. Но все же универсально – не значит лучшее. А Solas именно универсальные гребные винты для лодочных моторов.

Второе касательно минусов – Solas подгоняет диаметр ступицы своих гребных винтов под диаметры редукторов различных производителей моторов. Результатом является то, что к примеру для лодочного мотора yamaha 30 Solas предлагает винт с диаметром ступицы на 11 мм. больше (!). А это значительно увеличенное сопротивление. В плюсы этих винтов можно записать опять же цену по сравнению с оригинальными винтами, хорошее качество окраски и универсальность (но это сомнительный плюс).

Как правильно подобрать гребной винт для лодочного мотора

Для того, чтобы правильно выбрать гребной винт, необходимо знать несколько вещей:

  • диаметр винта (диаметр окружности, которую описывают лопасти винта).
  • шаг винта (расстояние, которое винт пройдет за один оборот)
  • проскальзывание (разница между реальным шагом и шагом по паспорту, такая разница появляется из-за частичного стекания воды с лопастей)
  • дисковое отношение (отношение площади лопастей винта к площади описываемого круга)

Основной параметр это конечно же шаг винта. Шаг винта является главной характеристикой гребного винта, которая влияет на нагрузку на мотор. Тут линейная зависимость: больше шаг – больше скорость – больше оборотов должен выдавать мотор. Теперь о диаметре винта: чем выше шаг винта – тем меньше диаметр, и наоборот. Но вот компания Michigan производит некоторые гребные винты, которые отличаются диаметром и дисковым отношением. Но вот по поводу таких нестандартных винтов стоит сначала обратиться к специалисту. Он уже даст вам рекомендации относительно именно вашего лодочного мотора. От проскальзывания напрямую зависит КПД мотора. Чем меньше оно, тем выше КПД. Верно утверждение: чем меньше оборотов может развить мотор (при полном дросселе) тем выше проскальзывание. Нормальным можно считать проскальзывание 18%.

Теперь немного рекомендаций, если ваш лодочный мотор развивает обороты, которые отличаются от паспортных.

  • если обороты ниже, стоит уменьшить шаг винта. Шаг винта ниже и повысит обороты на 200.
  • если обороты выше, сделайте все наоборот, учитывая зависимость шага от оборотов.

Рекомендуемые шаги винта для более быстрого выхода на глисс или для меньшей скорости глиссирования (экономия топлива при крейсерской скорости).

  • следует выбирать гребной винт с большим дисковым отношением. 4-х лопастной винт Solas, к примеру, немного снизит скорость на максимальных оборотах. Или Michigan Wild blade, дисковое отношение увеличиться не сильно по сравнению с выбором 4-х лопастного винта, но и максимальная скорость не снизиться, но обороты мотора при этом упадут.
  • следует выбирать винт с большим диаметром. Но тут надо учитывать хватит ли мощности мотору. Обороты мотора при этом упадут, но тут есть вероятность повреждения редуктора при выборе слишком большого по диаметру винта.

Если вы хотите получить максимальную скорость.

  • выбирайте нержавеющие винты, а лучше нержавеющие, полированные винты, а вообще отлично нержавеющие, вентилируемые, полированные гребные винты. Обороты при использовании таких винтов могут возрасти.
  • для получения максимальной скорости стоит купить гребной винт с максимальным КПД, к примеру Michigan Ballistics. При использовании 3-х лопастных винтов этой серии обороты у мотора возрастут существенно. В связи с этим рекомендуем увеличить шаг винта. Если же использовать 4-х лопастные гребные винты Ballistics, то обороты, если и возрастут, то несущественно из-за уменьшения проскальзывания.

Как подобрать гребной винт для лодочного мотора

Выбор гребного винта – это актуальный вопрос для всех людей, использующих моторные плавательные средства. Без него невозможна полноценная и максимальная реализация возможностей двигателя, поскольку на лодках он не имеет возможности переключения передач.

Использование правильно подобранного устройства позволяет получить следующие преимущества:

  • Разновидности ↓
  • Маркировка ↓
  • Делаем расчеты ↓
  • Правила выбора ↓
  • Критерии выбора ↓
  • Как определить подходит ли винт ↓
  • Правила эксплуатации ↓
  • Блиц-советы ↓
  1. Уменьшение расхода топлива.
  2. Понижение шумового фона.
  3. Улучшение производительности двигателя.
  4. Возможность достижения большей скорости или повышения показателей грузоподъемности.
  5. Уменьшение сопротивления воды во время движения лодки.

Разновидности

Для выбора и приобретения наиболее подходящего гребного винта первоначально следует разобраться в существующих классификациях. Имеется множество различных критериев для их деления, самые значимые из них рассмотрены ниже:

  1. Показатель расстояния, которое винт способен преодолеть при совершении одного оборота. Данный критерий называется шагом, скольжение при этом не учитывается.
  2. Диаметр – это крайние точки окружности, которая создается при вращении лопастей.
  3. Соотношение общей площади всех лопастей и площади диаметра, данный критерий обычно называют дисковым отношением.
  4. Число лопастей, которое может составлять 2, 3, 4 или 5 штук в зависимости от особенностей конструкции выбранной модели. На сегодняшний день наиболее распространены трехлопастные варианты.
  5. Материал, который использовался для изготовления. Чаще всего встречаются модели из различных алюминиевых сплавов, углеродистой стали, латуни, нержавеющей стали или пластика. Меньшей популярностью пользуются бронзовые устройства, поскольку они отличаются слишком высокой стоимостью при отсутствии видимых преимуществ перед аналогами из латуни. Пластиковые модели изготавливаются из современного и прочного материала, но металлические варианты все равно остаются более надежными и отличаются длительным эксплуатационным сроком.
  6. Особенности конструкции ступицы, от которых также зависит способ выведения выхлопов.
Читайте также:
Воблер с подгрузкой, или как заставить его ловить рыбу

Маркировка

На каждом гребном винте обязательно присутствует специальная маркировка, которая может быть нанесена на его лопасти или непосредственно на ступицы; все размеры указываются в дюймах.

Маркирование устройств на сегодняшний день осуществляется разными способами, наиболее распространенные примеры приведены ниже:

  1. 1¼х15–G – в данном примере имеется два числовых значения, они обозначают показатели диаметра лопастей и шага устройства.
  2. 3х10-3/8х11R – является более детализированной маркировкой, которая показывает, что устройство оснащено тремя лопастями и обладает правосторонним вращением.
  3. 3213-101-14 – является каталожной маркировкой, расшифровка артикулов должна присутствовать в прилагаемой инструкции или на упаковке.

Делаем расчеты

На сегодняшний день существует большое количество различного программного обеспечения, которое позволяет рассчитывать оптимальные параметры гребного винта с учетом задаваемых показателей.

Считается, что наиболее точным расчеты формируются программами, которые для этих целей задействуют диаграммы Пампеля. Однако даже в таком случае допускаются погрешности, поэтому окончательный подбор показателей осуществляется только путем тестовых заводов.

Для получения наиболее точных расчетов необходимо учитывать следующие значимые факторы:

  1. Размеры и вес плавательного средства.
  2. Особенности формы днища моторной лодки.
  3. Объем воды, который вытесняется лодкой.
  4. Наличие продольных или поперечных реданов, снижающих сопротивление.
  5. Рабочие показатели двигателя.
  6. Показатели редукции.

Основная задача заключается в получении навыка осуществлять максимально точные расчеты при наличии минимального объема информации. Для этого потребуется располагать следующими сведениями:

  1. Передаточное отношение редуктора, которое можно посмотреть в документации, прилагаемой к двигателю.
  2. Обороты максимальной мощности мотора. Эти сведения наносятся непосредственно на двигатель или в моторном отсеке, при их отсутствии данную информацию можно уточнить у производителя или посмотреть на его официальном сайте.
  3. Максимальная скорость, которую предполагается достичь. Необходимо приводить реальные показатели, которые можно получить при сопоставлении мощности двигателя и особенностей лодки.

(750х (желаемая максимальная скорость)) / количество оборотов вала.

Для точного подбора устройства полученный показатель шага необходимо использовать следующим образом:

  1. Диаметр устройства и ее шаг являются взаимосвязанными показателями, но даже при известном шаге будет присутствовать около 2-3 моделей с различными диаметрами. Здесь необходимо учитывать максимально разрешенную мощность двигателя: чем она выше, тем больше должен быть диаметр винта.
  2. При наличии возможности рекомендуется попросить продавца провести тестовые испытания или взять под залог винт с шагом, который соответствует не только рассчитанному показателю, но и близкими к нему значениями. Это позволит на практике проверить правильность расчетов путем замеров скорости и выбрать наиболее подходящий вариант.

Правила выбора

Критерии выбора

Помимо рассчитанных показателей существует еще большое количество особенностей, на которые необходимо обратить внимание при выборе гребного винта:

  1. Число лопастей будет оказывать влияние в первую очередь на ходовые качества. Рекомендуется выбирать трехлопастные модели, варианты с 2 или 5 лопастями фактически не используются. Устройства, оснащенные 4 лопастями, применяются при наличии необходимости тяги. Их задействование является целесообразным при нужде в повышенной грузоподъемности, если особенности редуктора не позволяют увеличить винтовой диаметр.
  2. Форма лопастей также должна быть подобрана правильно, здесь в первую очередь учитывается, что модели с увеличенной кривизной ускоряют кавитацию. К тому же передние кромки не должны быть слишком острыми, это негативно сказывается на рабочих параметрах.
  3. Особое внимание необходимо уделить и материалу гребного винта. Наиболее надежными, прочными и долговечными считаются модели, изготовленные из нержавеющей стали нового поколения. Однако для лодок, оснащенных двигателями с малой мощностью, особенно при их использовании в пресных водоемах, подойдет и устройства, изготовленные из алюминиево-кремниевых или алюминиево-магниевых металлических сплавов.

Как определить подходит ли винт

Понять, подходит ли имеющийся гребной винт, можно сняв замеры оборотов при максимальных и минимальных нагрузках, показатель должен при этом находиться в рамках, определенных производителем.

Ниже приводятся конкретные примеры соответствия и несоответствия выбранных устройств:

  1. При минимальных нагрузках двигатель показывает количество оборотов, заявленное производителем; при максимальных нагрузках не наблюдается серьезного сопротивления движения, имеется возможность выйти на глиссирование. Это свидетельствует об универсальность гребного винта, он был подобран правильно.
  2. Ни при каких нагрузках двигатель не выдает заявленное количество оборотов, возникают проблемы при выходе на глиссирование. Подобная ситуация наглядно демонстрирует, что был выбран винт со слишком большим показателем шага.
  3. Возникают перекруты: мотор совершает слишком большое количество оборотов, превышая показатели, установленные производителем; при этом скорость лодки далека от максимального предела. Это свидетельствует, что требуется винт с более высоким показателем шага.
  4. Правильно подобранный грузовой винт позволит без особых проблем выходить на глиссирование даже при полной загрузке плавательного средства, небольшая потеря скорости в данной ситуации является нормальным явлением.
  5. Максимальные показатели оборотов двигателя и скорости лодки достигаются только при незначительной загрузке плавательного средства и нахождении гидроподъема в верхнем положении, подобные ситуации наблюдаются при установке скоростных винтов.

Защита для гребного винта

Правила эксплуатации

Даже самые прочные и надежные гребные винты отличаются повышенной уязвимостью, это наиболее хрупкая часть лодки. Ниже приведен список правил, соблюдение которые повышает безопасность и положительно сказывается на эксплуатационном сроке устройства:

  1. Реверс разрешено включать только при полной уверенности, что гребному винту хватает глубины. Лучше не рисковать лишний раз и несколько раз оттолкнуться от мелководья при помощи весел.
  2. Необходимо следить за состоянием лопастей, поскольку любые деформации, неровности и выбоины мешают полноценному функционированию винта и способны вывести его из строя.
  3. При прохождении судна возле наиболее проблемных участков водоема, которыми являются мелководья и разнообразные подводные препятствия, нужно не забывать пользоваться гидроподъемом.
  4. Постоянно нужно следить, чтобы гребной винт даже кратковременно не соприкасался с поверхностью дна – это является основным условием для обеспечения длительной службы.
Читайте также:
Узел Гриннер: как вязать, преимущества и недостатки и его особенности

Блиц-советы

Подводя итоги, можно привести следующие советы, касающиеся гребных винтов и их использования:

  1. Не рекомендуется дополнительно покрывать подобные устройства краской, поскольку при отсутствии у нее водоотталкивающих свойств, поверхность в скором времени начнет сильно шелушиться, что ухудшит функционирование винта. В результате скорость будет падать даже при увеличении количества совершаемых оборотов.
  2. Лучше всего приобретать гребные винты у крупных производителей, которые успели зарекомендовать себя с хорошей стороны и имеют достаточное количество положительных отзывов. Такие компании дают продолжительную гарантию на свое оборудование и зачастую дают предварительно протестировать выбранные модели.
  3. Для обеспечения прямолинейности движения судна можно установить два винта с разным направлением вращения. Необходимо помнить, что монтаж нескольких устройств, имеющих одинаковое вращение, будет способствовать наклону плавательного средства в одну из сторон.

Какой винт лучше для лодочного мотора?

Преимущество правильно подобранного винта для лодочного мотора

Если вы владелец лодочного мотора, тогда возможно у вас возникнет необходимость в выборе гребного винта.

Гребной винт является необходимым устройством для любой лодки, ведь с его помощью возможно переключение передач и эффективное движение.

С заменой гребного винта на лучшую модель появляется возможность увеличить скоростные характеристики, также весь потенциал лодочного мотора будет проявляться только с правильно подобранным винтом.

Если выбрать правильный винт, вы получите следующие преимущества:

  1. Уменьшение потребления топлива;
  2. Улучшенная мощность двигателя;
  3. Увеличивается грузоподъемность лодки;
  4. Существенно снижается уровень шумности;
  5. Появляется возможность выходить на глиссирование.

Маркировка гребных винтов лодочного мотора

Все винты имеют определенное обозначение, оно обычно наносится на ступицы винта или прямо на лопасти.

Из маркировки можно увидеть размер винта, его всегда отображают в дюймах.

В зависимости от производителя или страны изготовления маркировка может быть разной.

Например, 3213−101−14 это маркировка каталогов, на коробке или в инструкции по эксплуатации должна наноситься расшифровка.

Есть маркировка типа 1 ¼×15-G, где можно увидеть диаметр лопасти и шаг винта.

Количество лопастей в винте лодочного мотора

Существует несколько вариантов лопастей, самыми простыми считаются варианты с 1 лопастью.

Их можно купить в том случае, если вам не страшна небольшая вибрация при движении.

Модели на 2 лопасти создают меньше вибрации и являются более эффективными.

Стоит понимать, что количество лопастей отражает эффективность движения, чем их больше — тем плавнее будет работа устройства.

Если вы не хотите долго выбирать и изучать количество лопастей, выбирайте варианты на 3 лопасти — отличное решение со средними характеристиками.

Шаг гребного винта лодочного мотора

Очень важный параметр, на который обязательно нужно обращать внимание.

Диаметр бывает самым разным и означает расстояние, которое винт проходит за 1 полный оборот.

Если вы покупаете гребной винт с диаметром 13 дюймов, он получит максимальный шаг 50 см.

Подбор оптимального варианта выполняется на месте исходя из личных требований и характеристик лодочного мотора.

На что обращать внимание при выборе винта для лодочного мотора?

Винт для лодочного мотора Ханкай или другой модели выбирается исходя из ряда вышеуказанных рекомендаций, к ним еще можно прибавить увод лопасти и стоимость винта.

Но в любом случае наиболее важным показателем будет считаться количество оборотов двигателя, где правильно подобранный винт будет выдавать максимальную скорость и разгон при полном газе.

В противном случае неправильный винт будет не выдавать желаемых оборотов, которые указываются производителем лодочного мотора.

Обычно улучшить ситуацию с малым разгоном помогает установка винта уменьшенного размера.

Если же вам необходима увеличенная тяга для транспортировки груза либо вы занимаетесь буксировкой других плавательных средств, выбирайте винты с увеличенным диаметром.

Чтобы достичь оптимальной грузоподъемности и нормальной скорости выбирайте винты с меньшим диаметром, но увеличенным шагом. Обороты будут достигаться на достаточном уровне.

  • Увеличить обороты и скорость — воспользуйтесь меньшим диаметром и большим шагом винта;
  • Увеличить тягу и снизить скорость — воспользуйтесь большим диаметром и меньшим шагом винта.

Если же вы владеете определенной моделью лодочного мотора, можете поискать рекомендации и отзывы о максимально подходящих гребных винтах.

Прочие рекомендации

  • Материал винта — лучшими винтами считаются те, которые создаются из нержавеющей стали последнего поколения.
  • Менее слабые лодочные моторы можно оснастить винтом из сплава алюминия и кремния, также имеются алюминиево-магниевые сплавы.
  • Форма лопасти — важно учесть, что лопасти с увеличенной кривизной будут ускорять показатель кавитации. Обратите внимание на форму кромок спереди, они должны быть в меру острыми.
Читайте также:
Как солить красную рыбу: выбор продукта для засолки, рецепты сухого посола и маринада для сёмги и форели

Особенности в работе винта лодочного мотора

Если случилось так, что в паспорте од данные, а ваш мотор, развивает совсем другие обороты, то корректировать эту ситуацию можно с помощью винта.

Если развиваемые обороты существенно ниже тех, что указаны в паспорте — нужно укоротить шаг винта. Один дюйм уменьшения приведет к повышению на двести оборотов.

Если же обороты выше паспортных — нужно удлинить шаг винта, внимая ранеесказаное.

Когда стоит задача более быстрого выхода на гидропланирвание, либо уменьшение скорости скольжения:

  1. Выбирайте четырёхлопастный винт, это приведет к снижению оборотов двигателя
  2. Чем больше винт в диаметре — тем обороты двигателя меньше. Но стоит учитывать, что лодка должна быть достаточно мощной.
  3. Для более успешного старта стоит выбрать вентилируемый винт.

Для получения наивысшей скорости:

  • Уместным будет использование вентилируемых полированных винтов из нержавеющих материалов. Стоит учитывать, что при этом имеется возможность подъёма оборотов.
  • На высокой скорости нужно использовать винт с высоким коэффициентом полезного действия.

Для получения более экономичного комплекта:

  • Нужно использовать вин, шаг в котором немного больше
  • Винт из нержавеющих материалов
  • Развитый интерцептор повысит скорость при равных оборотах

Видеообзор

Выбор оптимального гребного винта

Вспоминая первый год моих занятий гонками на катерах, я просто поражаюсь своей наивности. Хотя перед тем я провел много времени, изучая всякие мелочи в конструкции лодки, я попросту упустил из виду три важнейших момента, которые влияют на характеристики любой лодки — минимум веса, максимум возможной мощности и наиболее подходящий винт.

Хотя с той поры конструкции лодок и моторов невероятно улучшились, но важность этих трех элементов абсолютно не изменилась.

Владельцы семейных лодок, скорее всего, не будут перестраивать вновь купленную лодку для ее облегчения и покупать дорогой лодочный мотор, чтобы добавить скорости. Однако каждый из них вполне может заменить гребной винт — на более подходящий.

Давайте посмотрим, как же правильно выбрать и применять гребной винт для улучшения характеристик современной прогулочной лодки.

Терминалогия

Чтобы выбрать подходящий гребной винт, сначала нужно познакомиться с терминами. На самом деле в терминологии ничего сложного нет, да и как же будет здорово козырнуть в компании приятелей словечком «отношение диаметра к площади»!

Размеры гребного винта определяют двумя цифрами. Первая — диаметр. Если у винта две или четыре лопасти, то достаточно просто измерить расстояние между кончиками противостоящих лопастей.

Если у винта три или пять лопастей, то следует замерить расстояние от центра втулки до кончика любой лопасти и умножить это число на два.

Вторая цифра — шаг, т.е. теоретическое расстояние (в принятых единицах — см или дюймах), на которое винт продвинется за один полный оборот.

Итак, если имеется винт диаметром 35 см и шагом 53 см, то конфигурацию винта записывают как «35×53». Центральную часть гребного винта называют «втулка». Втулка служит для центровки винта на приводном валу.

У винтов, через которые двигатель выбрасывает выхлопные газы, как это принято в большинстве современных подвесных моторов и кормовых приводов, вокруг втулки имеется обойма, к которой и крепятся лопасти.

Как работают гребные винты?

Лопасти винта толкают воду в одном направлении, а лодка движется в противоположном направлении («каждому действию имеется равно и противоположно направленное противодействие»).

Вращаясь и толкая воду назад, лопасти гребного винта также создают разрежение на передней поверхности каждой лопасти. Это разрежение столь сильно, что на это поверхности начинают взрываться пузырьки воздуха, которые обдирают краску с винта.

Это происходит при вовлечении воздуха в процесс в форме кавитации или вентиляции. Не все понимают разницу между кавитацией и вентиляцией.

Вентиляция возникает, когда пузырьки воздуха от дна или транца лодки начинают поступать к винту и окружают его. То же случится, когда винт захватывает кончиками лопастей воздух с поверхности.

Кавитация возникает, когда гребной винт крутится сам по себе (наподобие пробуксовывания колес машины в грязи) и создает воздушные пузырьки на передней поверхности лопастей.

Безошибочный признак вентиляции и кавитации — резкое возрастание скорости вращения гребного винта. Для устранения этого явления следует уменьшить обороты двигателя, пока винт не войдет в соприкосновение с водой.

На что влияет форма лопасти винта?

Лопасти могут иметь самую разнообразную форму. Наиболее распространены лопасти типа «круглое ухо» и эллиптические. Такие гребные винты обеспечивают оптимальное соотношение тяги и скорости.

Лопасти других винтов сужаются к кончикам. Это уменьшает трение и, обычно такие лопасти ставят на винты скоростных судов.

Есть и такие винты, у которых имеется наклеп на хвостовой кромке лопастей. Эти узкие полоски наклепа помогают отсечь воду от лопасти, что улучшает тягу и повышает сцепление с водой для уменьшения проскальзывания (количество неэффективного вращения винта, измеряемое в процентах).

К примеру, гребной винт с шагом 63 см сделав четыре полных оборота, теоретически должен будет продвинуть лодку на 256 см. На практике же, он сможет продвинуть лодку всего на 228 см. Проскальзывание в таком случае составит 10%.

Читайте также:
Монолеска или плетенка для зимней ловли

Если лопасть отходит прямо от втулки, или даже если перпендикулярно к ней, то такой гребной винт имеет нулевой гребок. Лопасти с нулевым гребком обеспечивают оптимальный подъем носа лодки, который никак не хочет подниматься при глиссировании.

Если лопасть наклонена к хвостовой кромке винта, то это и есть гребок. Если лопасть наклонена в обратную сторону, то говорят, что винт имеет сильный гребок.

Такой гребок измеряют в градусах и, как правило, чем больше гребок, тем больше подъем нос лодки.

Серповидные или полусерповидные винты можно узнать по прямой выходной кромке лопастей. Такая форма предотвращает засасывание воды, и кончики лопастей не захватывают воздух с поверхности, не допуская вентиляции.

Пониженное сопротивление движению приповерхностных винтов позволяет при той же установленной мощности достигать более высокой скорости вращения.

Винты, лопасти которых закручены в направлении вращения, называются косыми. Такая форма идеально подходит для движения в заросших водоемах, поскольку такие лопасти не склонны накручивать водоросли.

Латунные, алюминиевые или стальные гребные винты

Первоначально гребные винты делали из латуни, но и сегодня их используют в сотнях разных размеров для применения самых различных судах со стационарными моторами.

За последние несколько лет приобрели популярность винты из латуни с упрочняющей добавкой никеля. Такой материал называют Нибрал. Следует иметь в виду, что гребные винты для стационарных моторов весьма специфичны, и в разгар сезона их подобрать весьма непросто.

Для подвесных моторов и кормовых приводов производители обычно используют алюминиевые винты, поскольку они дешевле, быстрее (латунных) и легче. Последние достижения в технологии, усовершенствование конструкции и производства винтов из алюминия дали такие превосходные результаты, что их характеристики ни в чем не уступают их цене. Именно поэтому на большинстве небольших лодок установлены такие винты из алюминия.

Винты из полированной нержавеющей стали — лучший выбор, когда, прежде всего, нужны прочность и эффективность. Поскольку стальные винты в семь раз прочнее алюминиевых, то изготовители могут делать винты значительно тоньше без ущерба для их прочности и жесткости.

К несчастью, если Ваша лодка несет мощный гоночный винт с несъемной втулкой, то винт из стали может выдержать удар о подводное препятствие, но этот же удар может разнести редуктор.

В этом причина широкого внедрения пластиковых втулок, которые при ударе или заклинивании винта прокрутятся или срежутся, как это происходит с алюминиевыми втулками.

Распространены два типа стальных винтов: полированные и шлифованные (менее полированные). Несмотря на распространенное мнение, полировка винта не имеет отношения к его характеристикам. В количественном отношении стальные винты примерно вдвое превосходят винты алюминиевые.

Наиболее современные винты делают из композитных материалов. Благодаря достижениям химии, нейлоновые и углеродные волокна широко применяются в судостроении.

Кроме повышенной, относительно алюминия, прочности, — винты из композитных материалов не подвержены коррозии, а потому поставляются с пожизненной гарантией на втулку или даже со сменными лопастями. По цене они очень близки к алюминиевым винтам.

Сколько нужно лопастей на гребном винте?

Мне часто задают вопрос «Для чего нужен винт с тремя, четырьмя лопастями?» Хотя четкого правила нет, но аналогия поможет упростить и понять.

По мере увеличения размера лопасти или увеличением количества лопастей, увеличивается так называемое отношение диаметра к площади. Хотя увеличение площади лопастей увеличивает площадь действия сил, толкающих судно, но увеличивается и трение.

Вообразите широкие колеса автомобиля, и сравнение будет полным. Чтобы уменьшить трение, создаваемое лопастями, лопастей должно быть меньше (но не меньше двух, разумеется).

В последние годы существенно возросла мощность лодочных моторов, а конструкторы корпусов современных лодок нашли новые методы уменьшения трения смачиваемой поверхности за счет использования облегченных и композитных материалов, а также придания «ступенчатой» формы днищу лодки.

В итоге стало возможным применение четырех лопастных винтов.

Если судно и установленный лодочный мотор способны работать с четырех лопастным гребным винтом, то станут доступными еще несколько полезных достоинств. У четырех лопастного винта количество противостоящих лопастей равно, что делает его работу ровной, позволяет быстрее разгоняться с холостого хода, уменьшает минимальную скорость выхода лодки на глиссирование, и даже экономит топливо при движении на крейсерском (экономичном) ходе.

Некоторые водномоторники переходят на четырех лопастные гребные винты только из-за одного этого. Следует помнить, что максимальная скорость судна в общем случае не возрастет, а иногда даже слегка уменьшится.

В общем, по моему опыту, вывод относительно количества лопастей можно сделать такой: суда длиной более 7 метров вроде легких круизных яхт в общем случае ведут себя лучше с четырех лопастными гребными винтами.

Во всех других случаях — берегите свой трехлопастной винт, и Вы сбережет деньги.

Многие покупатели новых лодок или подвесных моторов уверены, что производитель сразу же ставит наиболее подходящий гребной винт.

К сожалению, это далеко не всегда верно. Когда мы покупаем автомобиль, то покрышки на нем изготовитель автомобиля ставит такие, какие подходят для среднего подобного автомобиля в обычной дорожной обстановке.

Производители лодок, разумеется, не имеют представления о том, как Вы предполагаете использовать купленное плавсредство. Поэтому нет никакой гарантии, что комплектный гребной винт лодки подойдет к любому ее применению, которое Вам может потребоваться.

Читайте также:
Спиннинг на Черном море. Как правильно ловить на спиннинг в море с берега

Некоторые винты одинакового размера ведут себя по-разному, тогда как разные винты разных размеров могут давать одинаковые результаты. Отсюда первый вывод из проведенных тестов.

Чтобы подобрать наиболее подходящий винт, нужно попробовать разные винты!

Можно также заметить, что один гребной винт может иметь преимущества в одной области, но проигрывать в другой. Возможно, это наиболее существенный вывод, который основывается на практическом опыте.

Так что, выбирая винт, решение следует принимать по наиболее важным для Вас характеристикам винта. Анализируя характеристики, следует иметь в виду, что у разных винтов лопасти разной формы. Можно выбрать винт, эффективно создающий подъем носа лодки, прежде всего винты для рыбацких лодок, а можно выбрать винт для прогулочных катеров, которые, прежде всего, создают оптимальную тягу.

Ремонт алюминиевого винта или покупка бывшего в употреблении винта — это плохое вложение денег, поскольку при ремонте винт нужно сначала накалить. Нагрев меняет молекулярную структуру материала, резко его ослабляя.

Даже если Вы всего лишь спрямляете зазубрины или обрезаете лопасти, то Вы тем самым меняете их форму (вместе с характеристиками всего винта).

Винты из нержавеющей стали, с другой стороны, равно как и винты из композитных материалов, можно надежно ремонтировать, так что им вполне можно вернуть первоначальные характеристики. А можно просто сменить лопасти как на винтах Turning Point.

И есть еще один важный вывод. Некоторые эксплуатационные характеристики новейших алюминиевых и композитных винтов волне могут вполне конкурировать с аналогичными параметрами более дорогих стальных винтов.

Однако винты из нержавеющей стали как по сумме характеристик, так и по прочности все равно будут лучше. В общем случае, также четырех лопастные гребные винты быстрее разгоняют судно, чем трехлопастные и предназначены для глиссирования на меньших скоростях.

Винты из композитных материалов прекрасно ведут себя в любых условиях и, кроме того, позволяют быстро менять лопасти.

Выбрав материал и дизайн винта, Вам следует определиться с его размером.

Если нужно больше тяги для тяжелогруженой лодки или для буксировки, то берите винты большего диаметра, как более широкие шины для автомобиля.

Если же нужна только быстроходность, то выбирайте винт увеличенного шага, но меньшего диаметра, чтобы мотор смог создать требуемые обороты.

Всегда записывайте обороты, скорость хода и размер испытуемого винта. Если испытывать собираетесь несколько винтов, то выбирайте для начала винт, размер которого лучше всего обеспечивает обороты мотора, рекомендованные изготовителем.

Представляйте всегда диаметр и шаг как две чашки весов, которые нужно сбалансировать. Если достигнуты максимальные возможные обороты лодочного мотора, то можно только увеличивать шаг при уменьшении диаметра, или увеличивать диаметр, соответственно уменьшая шаг.

Я же, со своей стороны, хочу Вам дать три важных совета:

ЛУЧШЕЕ — ВРАГ ХОРОШЕГО!

Имейте в виду, что для подбора оптимального винта для казалось бы обычной лодки нужно пробовать разные гребные винты.

Когда в ходе испытаний станет ясно, какого типа гребной винт оптимально подходит к Вашей лодке, то после этого следует перепробовать наибольшее количество винтов найденного типа.

Не стесняйтесь экспериментировать. Время, которое будет потрачено на тесты разных винтов, позволит Вам лучше почувствовать лодку, сэкономит топливо в будущем и, принесет больше удовлетворения

НЕ УСТУПАЙТЕ!

Винт — не та вещь, на которой имеет смысл зарабатывать или экономить деньги. Несколько лишних долларов, которые приблизят Вас к лучшему, для Ваших же потребностей, гребному винту — не бойтесь их потратить!

Они, безусловно, окупятся, — и через комфорт, и через экономию топлива.

Как выбрать гребной винт для лодочного мотора?

С большим разнообразием моделей подвесных лодочных моторов и лодок на рынке, подбор правильного винта для вашей лодки стал сложнее, потому что количество вариантов бесконечно большое. Производители гребных винтов постоянно разрабатывают новые 3-х и 4-х лопастные винты разных размеров, для удовлетворения растущего числа типов корпусов лодок и диапазонов лошадиных сил моторов.

Наиболее важное, что следует понимать при выборе винта это то, что он должен удовлетворять ваши индивидуальные требования к лодке и при этом позволять двигателю (двигателям) работать в рекомендованном диапазоне на полном газу. Каждый водомоторник старается, что бы его двигатель работал без перегрузки. У каждой лодки, в зависимости от назначения, свой режим работы: максимальная скорость, крейсерская скорость, быстрый выход на глиссер, перевозка груза, минимальная скорость итд. Две одинаковые лодки с одинаковыми двигателями, но с разными винтами, будут работать абсолютно по разному, в зависимости от их назначения, условий эксплуатации и нагрузки. Не существует универсального винта, для всех лодок. Все это усложняет выбор правильного гребного винта. Цель этой статьи состоит не в том, чтобы объяснить, что такое гребной винт и гидродинамика, а помочь выбрать правильный винт из множества различных вариантов на рынке и обозначить основные критерии выбора. Рассмотрим 3-х и 4-х лопастные винты, так как они наиболее распространены.

Читайте также:
Воблер Косадака Ион XS 90F разловлен
Три лопасти или четыре?

3-х лопастные винты являются наиболее распространенными. Они доступны в широком диапазоне размеров и стоят меньше, чем 4-х лопастные. Они, обычно, дают немного более высокую максимальную скорость, чем 4-лопастные. Они доступны в более широком разнообразии конструкций и выпускаются с большим вариантов шагов.

4-хлопастные винты тоже имеют свои преимущества. Они обеспечивают большую подъемную силу на корме, что помогает ускорить тяжелую лодку. Они легче выводят лодку в глиссирующий режим и хорошо работают при буксировки лыжников и водных игрушек. В рыболовных и морских лодках они немного быстрее, чем 3-лопастные на средних оборотах. Они также обеспечивают лучшую экономию топлива на средних оборотах. Лодка с плохой управляемостью будет лучше управляться с 4-х лопастным винтом, и чаще всего 4-х лопастной винт будет работать более плавно и сбалансированно, чем аналогичный 3-х лопастной аналог. 4-х лопастный винт обычно имеет меньший диаметр при том же размере шага, что и 3-лопастной аналогичный винт. Это одна из причин, по которой они быстрее вращаются и дают хорошее ускорение. Лопасти 4-х лопастных винтов меньше чем у 3-х лопастных, но они имеют большую общую площадь лопастей, поэтому они имеют большее сцепление с водой.

При переходе с 3-х лопастного на 4-х лопастной винт обычно уменьшают шаг на 1 или 2 дюйма, чтобы поддерживать обороты двигателя в том же диапазоне.

Размеры гребного винта.

Размеры винтов определяются их диаметром и шагом. Маркировка, например, 15x17x3, будет означать шаг 17 дюймов, лопастей 3, диаметр 15 дюймов. Шаг — то теоретическое расстояние, на которое лодка переместится вперед за один оборот гребного винта, проскальзывание не учитывается. Шаг отвечает за максимальную скорость лодки. От шага винта зависят максимальные оборота двигателя при полностью открытой заслонке дросселя. Для большинства двигателей этот верхний диапазон составляет около 5000-5500 для 2-тактных, 5000-6000 для 4-тактных. Для легкой лодки шаг винта должен быть больше, для тяжелой лодки шаг винта должен быть меньше, чтобы снять нагрузку с двигателя и позволить ему работать в рекомендуемом диапазоне оборотов при полном газе. Имейте в виду, что большинство производителей гребных винтов делают шаг переменным и фактическое значение шага изменяется в разных точках поверхности лопасти. Кроме того, имейте в виду, что разные производители винтов измеряют шаг по-разному и с разными допусками. Это означает, что два винта одинакового диаметра и шага от двух разных компаний могут давать разные эксплуатационные характеристики.

Взаимодействие винта с водой.

Есть сила, которая начинает работать, когда лодка разгоняется до максимальной скорости. По мере того как винт набирает обороты и скорость, на динамическую тягу теперь в значительной степени влияет способность винта сопротивляться кавитации или вентиляции.

Кавитация — это потеря сцепления винта с водой из-за буквально кипящей воды, вызванной чрезвычайно низким давлением вблизи или на поверхности лопастей.

Вентиляция — это потеря сцепления с водой из-за попадания воздуха или выхлопных газов в рабочую область гребного винта.

Конструкция винта и диаметр лопастей могут повлиять на эти явления. Например, если диаметр слишком мал, это может вызвать кавитацию. Если двигатель установлен слишком высоко, это может вызвать вентиляцию. Оба эти явления можно свести к минимуму, установив правильный гребной винт. Переход к большему диаметру или переход на 4-х лопастной винт иногда улучшает сцепление с водой. Винты большего диаметра обычно обеспечивают лучшую маневренность, поскольку они толкают больший объем воды, особенно это ощущается на малой скорости. Правильно подобранные диаметр и шаг винта обеспечивают наилучшие характеристики для конкретной лодки.

Также может быть использована другая технология, называемая купированием. Купирование — это закручивание кромки лопасти, чтобы лучше захватывать воду, когда она отрывается от поверхности лопасти. Это повышает эффективность взаимодействие винта с водой, но также может увеличить нагрузку на двигатель, как и увеличение шага. Такие винты имеют чашевидную форму в области кромки лопасти, чтобы минимизировать потери и увеличить эффективность. Для борьбы с эффектом вентиляции выпускаются вентилируемые винты с отверстием для сброса выхлопных газов в основании каждой лопасти. Они позволяют выхлопным газам выходить вокруг винта, когда он начинает вращаться при ускорении. Двигатель быстрее набирает обороты и быстрее достигает своей максимальной мощности, улучшая ускорение.

Заключение

Если у вас не получается самостоятельно подобрать идеальный гребной винт для вашей лодки, не стоит расстраиваться. Обратиться за помощью к компетентным специалистам. Вы должны понимать, что практически не возможно подобрать хороший гребной винт без проб и ошибок. Сейчас, с огромным количеством вариантов гребных винтов на рынке, всегда можно найти именно то, что нужно. Главное, не забывать вести сравнительный анализ, что бы понять, какой винт будет наилучший для вашего комплекта лодка+мотор. Многие водомоторники выбирают винт сравнивая только показатели скорости, забыв про управляемость и безопасность, хотя на максимальных оборотах проводят лишь 10% времени на воде. Задумайтесь над этим при выборе винта.

Обзор гребных винтов для лодочных моторов и советы по выбору

Рано или поздно любой владелец лодки задастся вопросом, как можно усовершенствовать свое детище, чтобы улучшить ее скорость. Напомним, что на скорость влияет три параметра: вес лодки, мощность двигателя и гребной винт. И если с изменением первых двух параметров могут возникнуть проблемы, то ниже можно узнать, как правильно выбрать гребной винт для того, чтобы ваша лодка отвечала тем параметрам, которые вам необходимы.

Читайте также:
Что можно приготовить со щучьим фаршем?

  • Основные характеристики гребного винта ↓
  • Принцип работы ↓
  • Какую форму лопасти выбрать ↓
  • Сколько лопастей выбрать ↓
  • Какой винт подойдет к мотору ↓
  • Советы при выборе гребного винта ↓
  • Гребные винты для моторов Suzuki ↓
  • Гребные винты для моторов Yamaha ↓
  • Гребные винты для моторов Tohatsu ↓
  • Гребные винты для моторов Mercury ↓
  • Защита гребного винта лодочного мотора ↓
  • Ремонт винта ↓

Основные характеристики гребного винта

В настоящее время производятся гребные винты всевозможных конструкций, в зависимости от условий, в которых он будет использоваться, можно выбрать наиболее подходящий для вас винт.

На что необходимо обращать внимание:

  • диаметр винта – это расстояние от центра втулки до края лопасти умноженное на 2;
  • шаг гребного винта – это расстояние, которое гребной винт за один оборот, оно зависит от угла наклона лопастей. Чем больше угол наклона, тем больший шаг;
  • форма и направление лопастей гребного винта.

Основной характеристикой, на которую требуется обратить внимание при выборе винта, является отношение шага винта на диаметр. Рекомендуют следовать принципу – чем быстрее лодка, тем больше шаговое отношение.

Если у вас легкая быстроходная лодка, то вам необходимо выбирать винт с шаговым отношением больше единицы. Для быстрых лодок рекомендуют шаговое отношение равное 1,2. Для простых лодок это отношение должно быть равным 1, и для тяжелых тихоходных лодок, предназначенных для перевозки грузов это отношение должно быть около 0.8.

Принцип работы

Во время работы двигателя через редуктор вращающийся момент передается гребному винту. Гребной винт благодаря тому, что лопасти расположены под углом к перпендикулярной плоскости вала, захватывают воду со стороны лодки и перекачивают ее в противоположную сторону.

Какую форму лопасти выбрать

Лопасть с заостренными концами

Гребные винты производят различной формы. Каждая предназначена для определенных целей.

Рассмотрим основные виды лопастей:

  • лопасти с нулевым гребком, такие лопасти расположены перпендикулярно втулке они отличаются тем, что способствуют максимальному подъему носа лодки и способствуют глиссированию;
  • лопасти, закрученные в сторону вращения винта, отличаются тем, что в процессе вращения разрезают любую траву, и водоросли, которые попадают на винт, и не дают им накручиваться идеально подходят для плавания в заросших водоемах;
  • эллиптические лопасти дают идеальное соотношение тяги и скорости;
  • лопасти с заостренными кончиками ставят на быстроходные лодки, так как трение при их использовании минимально.

Сколько лопастей выбрать

При выборе гребных винтов есть определенные рекомендации, что до количества лопастей – чем больше лопастей, тем меньше вибрация от работы двигателя, но при этом увеличивается трение, так как площадь соприкосновения винта с водой увеличивается, поэтому мощность падает, хотя и незначительно.

Правда есть еще один плюс – расход топлива уменьшается с увеличением количества лопастей. И многие только благодаря этому стараются поставить винты с четырьмя лопастями.

Какой винт подойдет к мотору

Несмотря на огромное количество гребных винтов, в конечном итоге необходимо выбрать наиболее подходящий винт для конкретного мотора. Как же подобрать этот единственный и неповторимый винт? Многое приходит со временем, в результате проб и ошибок.

  • Некоторые считают, что производитель сам устанавливает на данный мотор наиболее оптимальный винт, что естественно является заблуждением, ведь производитель не знает, в каких конкретно условиях, вы будете использовать свое плавсредство. Но, чтобы не выбирать винт в слепую, вам необходимо пользоваться одним правилом при выборе гребного винта.
  • После того как вы определитесь с формой винта и количеством лопастей, следует обратить внимание на такую характеристику гребного винта, как зависимость его мощности от количества оборотов – это параболический график и сравнить его с графиком зависимости мощности двигатель в зависимости от оборотов двигателя – это тоже кривая.
  • Так вот идеально будет подходить тот винт график, мощности которого будет проходить через наивысшую точку в графике мощности двигателя. Если эта точка пересечения будет левее от этой вершины – то тогда ваш винт не будет использовать всю мощность двигателя, если же правее, то для достижения максимальной скорости двигатель должен работать на оборотах превышающих нормальную работу двигателя, что приведет к быстрому износу деталей поршневой системы.

Советы при выборе гребного винта

Последнее время на российский рынок стали поступать гребные винты из композитных материалов, так называемые пластиковые гребные винты.

У них есть одна особенность:

  • Цена. Да они действительно дешевые.

Но у них есть масса недостатков:

  • Во-первых, они абсолютно неремонтируемые, если что-то с ним случилось его нельзя приварить, прикрутить, подогнуть, можно только выкинуть.
  • Плюс ко всему, из толстого профиля при изготовлении он имеет очень большую площади поверхности, что увеличивает силу трения и приводит к перерасходу горючего, поэтому со временем сумма, затраченная на лишнее горючее, гораздо превзойдет те средства, которые вы сэкономили во время покупки винта. Покупать такой винт не рекомендуется.
Читайте также:
Ультролайтовый спиннинг как выбрать видео

Советы:

  • Если ваш мотор развивает обороты меньше чем указанно в паспорте, то необходимо уменьшить шаг винт. Уменьшение шага винта на 2,5 см или 1 дюйм приведет увеличению оборотов приблизительно на 200. Ну, соответственно если ваш мотор развивает большие обороты, то поступите наоборот – увеличьте шаг.
  • Чтобы уменьшить скорость выхода на глессирование, необходимо выбирать винты с большим шаговым отношением или увеличить диаметр винта. Правда, не нужно переусердствовать. Если будет слишком большой диаметр, то это приведет к поломке редуктора. Например: четырех лопастный винт Solas.
  • Чтобы увеличить скорость, возьмите винт из нержавеющей стали, а в идеале это должен быть вентилируемый полированный винт.
  • Старайтесь выбирать винт того же производителя, что и производитель вашего мотора. Так как фирмы зачастую разрабатывают винты с наиболее подходящими параметрами для своих двигателей.

Гребные винты для моторов Suzuki

Для моторов марки Сузуки необходимо выбирать гребные винты, что бы при их установке обороты двигателя на полном ходу были от 5200 до 5700 об/мин. Для легких лодок подойдут винты с параметрами диаметр ход 11 дюймов к 17 дюймам, для средних 11,5 дюймов к 13 дюймам или 11,5 к 11 дюймам. Для тяжелых лодок перевозящих грузы возьмите винт с параметрами диаметр ход 11,5 дюймов к 9 дюймам.

Гребные винты для моторов Yamaha

При выборе винта для моторов Ямаха, винт необходимо подбирать так, чтобы максимальные обороты не превышали 5500-6000 об/мин. Для Ямахи производят 3-х лопастные гребные винты. Диаметром от 7 до 13 дюймов и ходом от 4 до 16 дюймов. Чем быстрее лодка, тем больший ход винта вам необходимо выбрать.

Гребные винты для моторов Tohatsu

Для моторов марки Тохатсу необходимо выбирать гребные винты таким образом, чтобы обороты двигателя на полном газу были в пределах 4500-5500 об/мин. Для разных типов лодок необходимо разные по величине отношения диаметр ход винты. Для легких лодок оптимальными являются винты с отношением 7,9 дюймов к 9,0 дюймов. Для средних лодок подходят винты с отношением 7,9 дюймов к 7,9 дюймов. А на тяжелые лодки лучше устанавливать гребные винты с отношением диметр ход 7,9 дюймов к 7,0 дюймов.

Гребные винты для моторов Mercury

При подборе гребного винта для мотора меркурий необходимо учитывать, что максимальные обороты двигателя должны быть в пределах 4500-5500 об/мин. Диаметр винта для двигателя меркурий варьируется от 12 до 14 дюймов. Чем легче ваша лодка, тем меньший диаметр целесообразней выбирать. Шаг винта для моторов Меркурий варьируется 10 до 23 дюймов при выборе винта необходимо соблюдать правило, чем тяжелее лодка, тем меньший шаг необходимо выбрать.

Защита гребного винта лодочного мотора

Следует отметить, что при максимальных скоростях никакая защита не спасет ваш винт, в случае если он наскочит на камни, зацепится о дно или любую другую преграду, кроме того любая защита снижает мощность винта.

Для защиты винта можно использовать кожух, который изготовить из стали и прикрепить к антикавитационной плите. При установке защиты нужно добиться того, чтобы расстояние между кожухом и винтом было минимальным.

Также винт можно защитить, установив на редуктор демпфер удара, изготовленный из металлических прутьев, которые огибают винт со всех сторон. К редуктору можно прикрепить штырь, который будет опускаться ниже винта, и сигнализировать при приближении к опасному мелководью.

Ремонт винта

При ремонте алюминиевых винтов всегда необходимо применять нагрев при их выравнивании.

Основными поломками гребного винта являются загибы лопастей, трещины в лопастях или их обламывание:

  • Загибы латунных винтов до 30 градусов можно выравнивать на холодную. Для этого необходимо применять штанги длинною около метра, с прорезями по краям глубиной 6-8 см. Если загибы более 30 градусов то лопасть необходимо прогреть до температуры 600-700 градусов, прогрев лучше выполнять в печи для обжига, так как она обеспечивает наиболее оптимальные прогрев всей поверхности.
  • После правки необходимо произвести отжиг винт для снятия напряжения. Для этого сначала медленно нагреть винт не более чем по 100 градусов в час до температуры 450-500 градусов, а затем медленно его остудить со скоростью не более чем 50 градусов в час. Для сварки латунных деталей необходимо использовать аргонно-дуговую сварку.
  • При устранении загибов стальных винтов отжиг для снятия напряжения не применяют.
  • После применения сварки необходимо устранить наплыв, обработав шов надфилем, или шкуркой.
  • По окончанию ремонта необходимо сбалансировать вес каждой лопасти, это осуществляется спиливанием лишнего веса по всей площади лопасти. Чтобы определить какая лопасть тяжелее, необходимо надеть винт на втулку и более тяжелая лопасть будет опускаться.

Пользуясь данным руководством, вы можете без особых проблем подобрать для себя необходимый вам гребной винт и наслаждаться ездой на своем плавсредстве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: