Салют-Э, Салют-ЭС: описание мотора, технические характеристики, отзывы

Отзывы об эксплуатации мотора «Салют-Э» и мысли по его улучшению

Всегда ли на мотолодку надо ставить мощный двигатель? Пусть, например, предстоит поездка на рыбалку за 1—2 км. В этом случае доставка и установка на транец мощного «Вихря» или «Нептуна» занимает зачастую больше времени, чем сама поездка. В такой ситуации с маломощным «Салютом» можно оказаться на месте даже раньше, да и бензина израсходуется меньше. Так и появился у нас на транце вместо привычного «Нептуна» элегантный «Салют-Э».

Однако в первую же поездку нам пришлось разочароваться. На полном газу мотор сильно вибрировал, от пронзительного высокочастотного шума закладывало уши, приходилось часто менять руки на сильно вибрирующей ручке. Через пару поездок мотор перестал «тянуть», заводился только на обильном «подсосе», после остановки топливо из карбюратора струей сливалось в воду.

Оказалось, что под поплавковый клапан попала оставшаяся после сборки стружка» Удалить стружку удалось, только развальцевав нижнюю часть корпуса клапана — ведь клапан неразъемный узел! Однако и в дальнейшем, несмотря на притирку клапана, как на ходу, так и после остановки мотора топливо капало из карбюратора. Причина этого в том, что клапан болтается в корпусе, подъемная сила маленького поплавка явно недостаточна. Здесь так и напрашивается применение запорного клапана с эластичным уплотнительным элементом, нашедшим широкое применение в автомобильных карбюраторах.

Недостатком является и отсутствие фильтра-отстойника. Вследствие повышенной вибрации мотора топливо в баке взбалтывается и мелкие частички отстоя свободно проходят через сетку, попадают в карбюратор, нарушая его нормальную работу. После того как израсходовано 5—10 литров топлива, карбюратор надо чистить, в то время как «Нептун», заправляемый тем же топливом, нормально работает и после выработки 200—300 л. Поэтому целесообразно заменить топливный кран мотоциклетным краном-отстойником.

Советуем избавиться и от нижнего кожуха, назначение которого совсем не ясно. Достаточно небольшой волны с кормы, чтобы карбюратор погрузился в воду — нижний кожух с большими окнами никак от этого не защищает.

Сильная вибрация мотора приводит к тому, что крепеж надо подтягивать достаточно часто (лучше его ставить на клее БФ или эпоксидной смоле). Мы даже потеряли гайку крепления верхнего кожуха — видимо, здесь нельзя применять резьбу с таким большим шагом.

На «Салюте» установлен центробежный насос системы охлаждения с крыльчаткой из жесткого пластика. Но стоило два раза форсировать песчаный перекат, как охлаждение отказало. Водозаборное отверстие расположено в передней части редуктора и при наезде на песчаную косу вся помпа оказалась полностью забитой песком. Работоспособность ее нам удалось восстановить, установив над крыльчаткой текстолитовую шайбу и несколько опустив крыльчатку вниз.

Однако ничего этого не случилось бы, если бы перенести отверстие водозаборника на боковую стенку, крыльчатку изготовлять из твердой резины, а корпус помпы — из нержавеющей стали. Еще лучше применить вихревой насос с эластичной крыльчаткой, который может обеспечить более надежное, чем центробежный, охлаждение мотора на самых малых оборотах.

Еще один недостаток «Салюта» — подсос воздуха к винту (аэрация). На тяжелой мотолодке максимальную скорость с «Салютом» можно получить при носовой центровке лодки, когда транец почти выходит из воды, однако при этом возникает сильная аэрация. Несколько уменьшить аэрацию можно за счет увеличения размеров антикавитационной плиты (прокладки 0030) и увеличения удлинения дейдвуда в районе ватерлинии. Однако, на наш взгляд, больший эффект дает изменение геометрии гребного винта»

Для большинства лодок (за исключением самых легких и узких байдарок) максимальная скорость под «Салютом» вряд ли превысит 8 км/ч. Для такой скорости как частота вращения винта, так и его диаметр явно не оптимальны. Увеличив передаточное отношение редуктора, скажем, до 12:36, а диаметр винта до 220 мм, можно для создания такой же тяги уменьшить потребную мощность мотора на 30—40%.

В настоящее время экономичность мотора удручающе мала. Время до выработки бака на полном ходу (2 литра топлива) — 1 час 20 минут, на малом ходу (6 км/ч) — 2 ч 30 мин или 19—14 л на 100 км пути. Это приблизительно столько, сколько расходует 2-3-тонный катер с автомобильным двигателем на скорости 9— 10 км/ч, и в два-три раза больше, чем такой же катер со специальным дизелем. По-видимому, за счет доводки двигателя и замены винта экономичность «Салюта» можно повысить в 1,6—1,8 раза.

Читайте также:
Правильное приготовление крем-супа из морепродуктов и сливок

Установка нового редуктора и винта приведет к увеличению веса, однако это можно полностью компенсировать, изготовив верхний и нижний кожуха из пластика. Это позволит уменьшить шумность мотора, а если предусмотреть в нижнем кожухе эластичное уплотнение между кожухом и двигателем, то можно исключить заливание водой карбюратора на волнении. Проблему вибрации можно решить за счет установки простейших кольцевых амортизаторов (между кронштейном и выхлопным патрубком).

Обзор лодочного мотора Салют

Лодочный мотор «Салют» был результатом возросшей необходимости в лёгких подвесных двигателях, которые были бы более практичны, чем мотор «Стрела». Для байдарок и небольших разборных судов было нелегко устанавливать на борт «Стрелу» весом в 24 кг, а добавить сюда ещё горючее, то ноша будет весьма тяжёлой. Московский завод увидел необходимость в комплектации байдарок разборного типа собственного производства лёгким мотором и принялся за изготовление «Салюта».

Общее описание

Группа поршней на моторе «Салют» была взята из активно распространяемого двигателя для велосипедов – Д-5. Мощность стояла явно не на первом месте, так как мотор на лодку «Салют» получился мощностью всего 2 л. с., зато в 2 раза легче предыдущей линейки, вес 12 кг. Даже с учётом невысокой мощности любители водных прогулок и рыбалки заинтересовались моделью.

К сожалению, достоинств у конструкции было не слишком много, среди основных:

  • лёгкий вес;
  • насос, работающий по бесконтактной методике. В его основе использовалась крыльчатка из пластика;

Лодочный мотор «Салют»

  • в центральной части расположилась кнопка выключения «Стоп»;
  • простота и скорость ремонта.

Было выявлено значительно больше недостатков, часть из них может самостоятельно устраняться, а с остальными придётся мириться.

Из минусов:

  • значительные уровни вибрации, а она вредная не только для лодки, но и для здоровья человека, а также отпугивает рыбу;
  • в основе запуска лежало магнето типа МГ-103, но оно не могло создать условия для стабильного пуска. Необходимость модернизации системы зажигания привело к появлению лодочного мотора «Салют-М», а затем и «Салют-Э»;
  • в поддоне имеются большие высверленные отверстия, они не были препятствиями для проникновения волны в систему зажигания и в карбюратор. Подобная конструкция привела к высвобождению большого уровня шума;
  • система охлаждения использует воду за бортом, которая берётся через отверстия спереди дейдвуда со стороны встречного движения. Это провоцирует частое проникновение песка (при цеплянии за мелководье), в отдельных случаях наступают повреждения крыльчатки;
  • минимальное количество топлива, его достаточно всего для 1,5-2 часов функционирования. Даже дозаправка нередко вызывала трудности, так как горловина была небольшой, на ходу заправить крайне сложно;
  • лопасти гребного винта имели специфическую форму со значительной стреловидностью. Конструкция удачна в отношении водорослей, они практически не наматываются, но получился низкий КПД. Только в начале 2000-х годов был запушен выпуск моторов «Салют» на 2 л. с. с 3 лопастями, но это был сторонний производитель.

Завод учёл наличие недостатков конструкции и занялся модернизацией имеющегося агрегата. Активные разработки привели к созданию «Салюта-М». Дальнейшим кардинальным изменением было укомплектование мотора дейдвудом складного типа, такой двигатель стал называться «Спутник».

В большей мере лодочный мотор «Салют-М» на 2 л. с. стал отличаться конструкцией системы зажигания, теперь устанавливается МС-1. Некоторым пользователям она может быть знакома с МН-1, которая используется в моторе Нептун. Сходными деталями (они заменяемые) стали:

  • конденсаторы;
  • система прерывателя;
  • трансформатор ТЛМ-1.

После переработки старт на «Салюте» стал более устойчивым и качественным, запуск выполнялся чаще всего с 1-2 тычков. Жалобы все равно остались, хоть уже и в меньшей мере.

Ближе к концу 70-х годов была разработана новая система МБ-1, она используется для бензопил типа «Дружба» и «Урал», её переняли и разработчики мотора. Так появился лодочный мотор «Салют-Э». Без изменения конструкции маховика не удавалось установить новую систему зажигания, и было принято решение об уменьшении его размера и веса. Мотор «Салют-Э» стал на полкилограмма легче предыдущей модели. Вариант со складным типом «ноги» стал называться: лодочный мотор «Салют-ЭС».

После обновления долгое время «Салюты» не были в массовом производстве, а появились только в 1983 году. Старт действительно стал более лёгким, но опытное использование конструкции системы зажигания показало неудачное расположение деталей между собой. С течением времени магниты, располагающиеся на маховике, начали размагничивать друг друга, соответственно, искрообразование снова становилось плохим.

Отдельно отмечается ненадёжность получения искры, так как часто выходил из строя тиристор КУ202М без специального кожуха. Зато заменить зажигание было несложно с помощью запчастей от электропил.

Череда неудач привела к появлению модели лодочного мотора «Салют-3», его особенностью стало использование бака для топлива внутри двигателя объёмом 3 л, а также складная конструкция дейдвуда. Она появилась в 1969 году.

Читайте также:
Черви как насадка.

Мотор «Салют-Э» стал на полкилограмма легче предыдущей модели

В отношении внешнего вида и габаритов характеристики лодочного мотора «Салют-3» соответствуют изначальной модели, но изменения существенны, хоть и малозаметны:

  • увеличена мощность мотора до 2,5 л. с.;
  • повышение уровня сжатия с 5,7 до 7,2;
  • улучшена система наполнения цилиндра, следовательно, была улучшена тяга на швартовах;
  • продлена автономность работы до 3 часов (бак 3 л);
  • несъёмная конструкция капота, люк просто откидывается, это облегчает эксплуатацию;
  • усовершенствованы стабильность и качество питания;
  • изменения коснулись механизма пуска, так как прежний самоубирающийся трос требовал точной подгонки деталей, теперь система перенесена вниз, это значительно удобнее и надёжнее;
  • улучшения коснулись метода закрепления мотора и устройства обеспечения угловой фиксации к транцу. Ранее использовался неудобный болт, теперь устройство оригинальное и простое в использовании;
  • конструкция румпеля изменена для возможности откидывания на пол-оборота, это важно при реверсивном движении;
  • характеристики лодочного мотора «Салют-3» изменились в отношении уровня шума и вибрации, теперь снижено количество неудобств;
  • «нога» может складываться, это облегчает транспортировку двигателя.

Практически неизвестный «Салют-4» был изготовлен в 1972 году, у него увеличена мощность до 2,5 л. с., дейдвуд может собираться. Значительно позже (в 1986 году) появился лодочный мотор «Салют-2С(Э)», который работает от внешнего бака и имеет складывающийся дейдвуд. Последние модели не поступили в массовую продажу, существуют лишь отдельные экземпляры лодочных моторов «Салют-2Э».

Технические характеристики мотора «Салют-2»

Технические характеристики мотора «Салют-2»

Среди основных параметров:

  • мощность – 2 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • объём камеры – 45 см3;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • вращение – 5000 об./мин.;
  • диаметр поршня – 38 мм;
  • величина хода – 40 мм;
  • ёмкость бака с топливом – 2 л, он строен;
  • метод направления – румпель;
  • способ запуска – вручную;
  • потребление горючего – 1 л/час;
  • используемое топливо – АИ-76;
  • масса – 11,5 кг

Технические характеристики мотора «Салют-2Э»

Мотор «Салют-2Э» используется в качестве подвесного движителя на надувных лодках. Используется для водоизмещающего движения. Популярен для непродолжительных путешествий на рыбалку, отдых и охоту. Благодаря небольшим габаритам, лодочный мотор «Салют-2Э» может транспортироваться вручную. Ранее длина составляла 887 мм, теперь складная нога может уменьшаться до 327 мм. Для переноски в комплекте поставки присутствует специальный рюкзак.

Модель пользуется спросом благодаря электронному типу зажигания и простоте транспортировки, а в остальном полностью соответствует «Салюту-2». Лучший способ наглядно изучить действие лодочного мотора «Салют-2Э» – это изучить видео-обзор.

Технические характеристики мотора «Салют-3»

Многие характеристики лодочного мотора «Салют-3» оказались удачными:

  • мощность – 2,5 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • объём камеры – 45 см3;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • ёмкость бака с топливом – встроенный на 3 л;
  • метод направления – румпель;
  • способ запуска – вручную;
  • потребление горючего – 1 л/час.

Технические характеристики мотора «Салют-ЭС»

Характеристики лодочного мотора «Салют-Э» и «Салют-ЭС» не отличаются ничем, кроме складного дейдвуда:

  • мощность – 2 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • объём камеры – 45 см3;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • вращение – 5000 об./мин.;

Технические характеристики мотора «Салют-ЭС»

  • диаметр поршня – 38 мм;
  • величина хода – 40 мм;
  • ёмкость бака с топливом – 2 л;
  • метод направления – румпель;
  • способ запуска – вручную;
  • потребление горючего – 1 л/час;
  • используемое топливо – А-72, А-76 с добавлением масла М-8В и М-8А из соотношения 25 к 1;
  • смазка – смесью топлива;
  • размер и диаметр винта – 140 и 118 мм;
  • высотность транца – 0,38 м;
  • масса – 11,5 кг;
  • габариты – 870х570х310 мм.

Технические характеристики мотора «Салют-Э»

Параметры конструкции не имеют отличий от предыдущей модели, кроме оговоренной складной ноги.

Отзывы владельцев

Сегодня существуют и относительно новые моторы «Салют-Э» с позитивными отзывами, но в отношении старых моделей нередко отмечается негативное впечатление из-за характерных проблем.

Технические характеристики мотора «Салют-Э»

Отзывы о лодочном моторе «Салют-Э»:

Алексей:

«Лично пользовался некоторое время мотором, но это „чудо техники“ сложно перенести долго. Он в 3 раза больше современного импортного аналога, шумит, как „Запорожец“, а порой сложно завести. С другой стороны, цена сильно привлекает, при готовности потерпеть можно сэкономить порядка 5 тыс. рублей и купить „Салют“, иногда практически бесплатно отдают».

Максим:

Читайте также:
Щука перед нерестом

«Для охоты, рыбалки и даже небольшого путешествия „Салют-Э“ вполне хороший, но подходит только для владельца с невысокой требовательностью к комфорту. Уже свыше 2 лет пользуюсь, даже устанавливал на «Крым», он полностью помещается в моторный отсек. Качество изготовления значительно лучше остальных вариантов из СССР».

Дмитрий:

«Высокая шумность появилась вследствие недостатка охлаждения выхлопа. Для снижения уровня шума стоит сделать 2 дырочки в газопрёмнике, воды поступает больше, а она будет глушить шум. Немаловажным преимуществом являются и унифицированные запчасти, которые подходят с мопедов той эпохи. Его использовать можно бессрочно, только нужно проводить минимальные поддерживающие процедуры».

Мотор Салют Э. Доработка съёмного транца лодки

Приветствую любителей водной техники
У тестя есть надувная лодка Kamish mini, производство Вельбот г. Уфа, у этой модели в комплекте идёт маленький транец. И я все время хотел что нибудь на этот транец повесить. Сам являюсь владельцем лодки Караидель 5ИПп и мотор Ямаха 9,9 раздушенный до 15 (о них я на драйве уже писал) А тут решил баловства ради испробовать Салют

Мотор 2006 года выпуска, был куплен на авито за 6500. Со слов прошлого хозяина, на моторе переделано зажигание, он почти не эксплуатировался. Завёлся мотор у продавца с трудом, но меня это не смущало. Из советских моторов у меня был когда-то Ветерок-8М, поэтому не побоялся изучить Салют

Первые мини испытания проводились в мае на реке Белая, тогда мы кое-как к берегу реки подошли, утопая в глине почти по колено под кучу комаров В первую очередь хотелось посмотреть как ведёт себя лодка под ним. Тогда выводов делать не стал.
Спустя 3 недели провели ещё одно испытание в июне, когда было тепло и без комарья. Тут уже получил кое какие результаты.

Такая модель лодки:

На лодке стоит маленький навесной транец:

Этот подвесной транец оказался слабый, если давать полный газ, то нога мотора пытается под лодку залезть . Также обратил внимание, что мотор мылит воду, тяга неэффективная. Причина скорее всего в том, что мотор сидит недостаточно глубоко:

Кроме того, в комплекте к лодке не было сланей на дно, оно представляет собой просто клеёнку. Но для такого маленького мотора это наверное не будет проблемой.

В поисках причины плохой работы мотора, разобрал карбюратор:

Внутри оказался килограмм какого-то говнеца, то-ли ржавчина из бензобака, то-ли остатки плохого масла:

Карбюратор очистил и отрегулировал. Осмотрел свечу:

По инструкции должна быть свеча А10н, тут стоит А11 от Волги, на Ветерке такие же стояли:

Свеча черновата, возможно в будущем нагара будет меньше.
Бензин заливаю 92 и масло лукойл мото 2т, в соотношении 1:20
На данный момент двигатель заводится неплохо, ручку газа только нужно плавно крутить.
Транец переделали и усилили, чтобы мотор сидел глубже:

Испытания будут скорее всего в выходные. О результате отпишусь

Метки: салют э

Комментарии 24

8 секунд это много. Тебе решать.

Буду иметь ввиду и наблюдать за помпой

Прикольный моторчик. У меня после рыбалки рука ещё час трясётся. На моём салюте крыльчатка помпы стояла пластиковая, с небольшими переделками поставил с ветерка и забыл о помпе и перегревах.

На нашем экземпляре после запуска, секунд через 8 вода начинала капать из отверстия в моторе, поэтому, раз пока работает, трогать пока не буду

Чтобы мотор не подгибало нужно усиливать транец. У самого прогулочная лодка с навесным транцем и покупалась такая специально www.drive2.ru/c/529103688057226557/
Мотор Меркурий 3.3 и тоже подгибает транец. Нашел в инете интересный вариант по усилению. Есть похожие материалы и попробую также сделать.

Это какая то скрученная фанера?

Нет, это пвх труба диаметром 400 мм. Как раз по баллону. www.rusfishing.ru/forum/t…29325/page-3#post-5398677

Это какая то скрученная фанера?

Не нужно усиливать транец. Нужно покупать лодку с транцем. Маленькие стоят недорого.

Переписал свою статью. В итоге почистили карбюратор, усилили транец профилем и углубили его. В выходные наверное буду пробовать на воде

Читайте также:
Правила безопасности на льду и чем может быть опасна рыбалка по первому льду

Похвастаюсь )) Я вот такой комплект в калине седан вожу: www.drive2.ru/l/526425002854055953/

Помимо лодки и мотора в салоне и багажнике умещается весь фидерный скраб на два человека, ну и товарищ на пассажирском сиденье ))

Я аналогично возил свою лодку в шеви ниве, у неё багажник ещё меньше. Лодка и бак занимали всё заднее сиденье)

… у меня был Салют который заводился на воде, у начальника моего только на берегу :)
Один раз на Ерше, втроем, решил заскочить на льдину возле берега, все прошло нормально, но, так как выпимши были изрядно, то два передних пассажира с какого то бодуна решили выйти через один борт, дно килеватое, короче лодка съехала назад и перевернулась. Один пассажир остался на льдине, а мы вдвоем, ушли с головой. Температура была плюс 2-3 градуса. Бензина на обратный путь было в обрез, короче пока мы вдвоем голые и смешные, пили в палатке водку в попытке компенсировать низкую температуру снаружи, 40 градусной внутри, укрывшись всем что было, дабы не простудиться, выживший вылил смесь воды и бензина в пластиковую бутылку, подождал пока отстоится и, и мы на этой смеси спустились по реке 4 км. до машины :)
Если эксплуатировать нормально, то кожух нафиг нужно снять, ибо моторчик требует постоянно что то подтянуть или подрегулировать :)
Эксплуатировал лет 10-12, только положительные впечатления — ни одной пластмассовой детали, все железное !
Успехов в эксплуатации :)

были они у меня, они делятся на два типа, те которые заводятся на воде и те которые заводятся только на суше. если достался первый тип, это уже большая удача.
основная неприятность с этими моторами, при откидывании у них льет из карбюратора и прямо в лодку((
для надувной это маленькая катастрофа.
но это тоже лечится, заменой карбюратора на аналогичный импортный. делается это через переходник в идеале от мерка, или от китайского клона, я ставил от веломотора F80
в остальном у него много плюсов в т.ч неубиваемый прочный дейдвуд.
есть целое течение салютоводов, которым достались неудачные экземпляры, которые меняют родную голову на китайскую от мотокосы.

На нашем экземпляре стоит карбюратор к60в (если не ошибаюсь) с воздушной заслонкой. Она открывается автоматически если чуть газануть. Заводится в воде после нескольких рывков, но перед этим нужно обязательно наполнить поплавковую камеру, иначе не заведётся. Летом попробую настроить карбюратор, а то глохнет иногда

это родной карбюратор.
так заводится это нормально, но по правильному регулировать и испытывать надо в бочке с водой, большом ведре и т.п.
потом откинь его и посмотри будет капать бензин или нет.
в принципе можно и так, но только помнить что он льет в лодку.
что для пвх есть совсем не хорошо.

На моторах старых лет выпуска стоял какой то другой карбюратор, и с ним было ещё хуже, судя по отзывам владельцев

Лодочный мотор Салют 2Э

Салют 2Э – российский лодочный мотор, один из самых востребованных на отечественном рынке. Данная модель является символом простоты, надежности и ремонтопригодности. Двигатель разработан еще по советским стандартам и нормам, и обладает передовыми техническими решениями того времени. Рассматриваемая модель получила все преимущества бюджетной ценовой категории, и на сегодняшний день считается одним из лучших классических моторов. Разработка 1980-ых годов по-прежнему востребована на постсоветском рынке. Рассмотрим достоинства этого мотора, его характеристики, а также отзывы покупателей.

Общие сведения

Салют 2Э разработан в начале 1980-ых годов, а потом вышли его более мощные версии. Данный агрегат является самым доступным с точки зрения стоимости владения. Он имеет стандартную двухтактную компоновку, электронное зажигание МС-1, а также вместительный топливный бак, позволяющий преодолевать длинные расстояния. Двигатель постоянно модернизировался, и в результате достиг признания со стороны массовой аудитории. Салют 2Э востребован среди частных владельцев, в том числе рыбаков и охотников, любителей неспешных водных прогулок и поездок на короткие и средние расстояния. Для этих задач мотор развивает достаточную мощность.

Конструкцию двигателя со временем удалось переоборудовать таким образом, чтобы мотор был адаптирован под более современные требования. Обновленная карбюраторная система, новый топливный впрыск и улучшенное румпельное управление, высокая топливная экономичность и экологичность сделали Салют 2Э выигрышным мотором среди конкурентов по большинству параметров.

Читайте также:
Одежда спиннингиста ранней весной - какое нужно снаряжение

Также обратим особое внимание на иную конструкцию гребного винта, который стал более прочным и защищенным от подводных препятствий. Сюда еще добавим высокую степень защиты подводной части двигателя, что вдвойне повысило проходимость мотора, и дало возможность передвигаться не только по мелководью, но и соленым морским водоемам. Сам гребной винт имеет несколько модификаций, пригодных как для грузовых, так и скоростных и тягово-грузовых задач. Исходя из этого, можно убедиться, что возможности Солюта 2Э ничем неограниченны, не смотря на невысокую мощность и малый крутящий момент. Скорее наоборот, благодаря малому рабочему объему и небольшой производительности двигатель получил низкую топливную экономичность, а уровень вредных выбросов в атмосферу находится на рекордно низком уровне даже по нынешним меркам.

Помимо частного пользования, лодочный мотор Салют 2Э подойдет для туристических целей, ведь он имеет высокий потенциал выносливости. Более того, данная модель демонстрирует свою прочную конструкцию не только при неспешных поездках и водных неторопливых водных прогулках, но и превосходно адаптирована к запредельным нагрузкам. В качестве подтверждения этому можно привести успешное проведение испытаний, а также положительные отзывы большинства владельцев.

Салют 2Э вполне подойдет для маломерных и среднеразмерных катеров и лодок с мягким и жестким дном, длиной до 3-4 метров, а также стандартной высотой транца. Сюда стоит добавить еще компактные габариты и малую массу. Благодаря этому не возникнет проблем ни при транспортировке, ни в процессе установки на транец лодки. Эту особенность по достоинству оценит каждый владелец Салюта 2Э.

Эффективная система охлаждения – один из жизненно важных компонентов Салюта 2Э, как и других лодочных моторов, включая даже модели премиум-сегмента. В качестве охлаждения Салюта выступает проточная вода, которая предотвращает двигатель от перегрева при любой температуре, и вне зависимости от погодных условий.

Видео

Характеристики

  • Тип мотора – бензиновый, двухтактный одноцилиндровый
  • Мощность – 2 лошадиные силы
  • Максимальные обороты в минуту – 5000
  • Рабочий объем – 45 кубов
  • Румпельное управление – есть
  • Способ смешивания бензина и масла – ручной
  • Вес – 11 кг
  • Вместимость бака – 2 л
  • Поддерживаемая высота дейдвуда – 380 мм
  • Производство – СССР, Россия.

Расход топлива

Лодочный мотор Салют 2Э потребляет в среднем 1 литр бензина в час.

Обкатка

Двигатель Салют 2Э на сегодняшний день не продается, но по-прежнему востребован на российском и постсоветском рынках. В этом моторе нет сложной электроники, поэтому обслуживать его гораздо проще по сравнению с более современными и брендовыми моделями. Но обратим внимание, что этот лодочный мотор собран из дешевых и простых материалов, которые легко поддаются ремонту, но при этом отличаются низкой надежностью и малым ресурсом. К тому же, надо иметь ввиду, что любой лодочный мотор подвергается не только своевременному обслуживанию, но и обкатке. Причем обкатка проводится сразу после покупки нового устройства. В нашем случае речь идет о поддержанном экземпляре Салют 2Э, которому не помешает повторная обкатка. К тому же, новый владелец данного мотора с помощью данной процедуры сможет проверить сохранившийся потенциал двигателя, и насколько он еще способен противостоять сложным нагрузкам. После обкатки мотор обычно становится более надежным и адаптированным к местным условиям. Данная процедура выполняется 10 часов, и к ней надо как следует подготовиться.

Например, выделим главную особенность установки мотора, который должен быть расположен на транце строго вертикально, без каких-либо пошатываний и подергиваний при движении. Заправка расходных материалов выполняется после установки мотора. Все жидкости должны отвечать заводским параметрам. Топливная смесь смешивается из бензина и масла в пропорции 50:1. Поддерживаемое топливо – Аи-92. Рекомендованный стандарт моторного масла – TCW-3. Также надо соблюдать вязкость и допуски, указанные в инструкции.

Чтобы проверить систему охлаждения, надо включить мотор и обратить внимание, не вытекает ли струя воды из специального отверстия в системе. Жидкость должна фонтанировать под давлением на протяжении всей работы мотора. По этому признаку можно убедиться, что система исправна.

Обкатку следует выполнять в открытом водоеме с неограниченным пространством. В таких условиях возможно раскрыть потенциал и возможности мотора, подвергнуть его максимальным нагрузкам, адаптировать к местным условиям и потребностям владельца.

Особенности процесса обкатки

  1. Когда температура достигнет 60-70 градусов, можно приступать к обкатке, переходя с холостых оборотов на более высокие – низкие
  2. Каждый последующий час повышаем обороты на 5-10% таким образом, чтобы через 7-8 часов мощность мотора поднялась до 70-80 процентов. Продолжаем увеличивать нагрузку, вплоть до достижения 100% мощности. Так как мотор поддержанный, ему нужен перерыв от большой нагрузки – для надо иногда снижать нагрузку, чтобы предотвратить перегрев
  3. Все этапы обкатки двигаемся на с переменной скоростью, что очень важно в целях безопасности и лучшей обкатки деталей. В конце процедуры переходим к холостым оборотам, остужаем мотор и выключаем зажигание. Выполняем техосмотр и завершаем обкатку.
Читайте также:
Сигнализатор поклёвки на фидер своими руками

Цены в России

Средняя стоимость поддержанного мотора Салют 2Э на российском рынке составляет 9 тысяч рублей.

Лодочный мотор “САЛЮТ Э”, отзывы

6339@mail.ru
Новичок
  • 28.10.2010
  • #101
  • Спасибо за ответы, не сочтите за умничество или ещё чего-нибудь, просто хочу найти золотую середину, стоит ли применять М-8?!

    Масла для двухтактных двигателей на потребительском рынке России
    В СССР специальные масла для двухтактных двигателей не производились совсем, несмотря на широкое распространение таких транспортных средств, как лёгкие мотоциклы, мопеды, мотовелосипеды и моторные лодки. По-видимому, это было связано с тем, что для военных целей в стране применялись практически только автомобили и бронетехника с четырёхтактными двигателями, а все “гражданские” производства развивались по остаточному принципу. Правда, производились те самые упомянутые выше масла без присадок, которые лучше подходят для смазки “двухтактников”, но во времена тотального дефицита рядовому потребителю были доступны только знаменитые “автолы” АС-10 и АС-8 (М8-В по новому ГОСТ’у).

    В результате мотолюбители и водномоторники были вынуждены “пилить” свои двигатели золой, сокращая сроки их службы не менее, чем в два раза (по данным различных исследователей масел – от 2-х до 4-х раз). Именно применением неподходящих масел объясняется и якобы меньший моторесурс отечественных двигателей по сравнению с моторами зарубежного производства. В странах-производителях двухтактной мототехники производство специальных малозольных масел для двухтактных двигателей было освоено много десятилетий тому назад и данные по ресурсу двигателей приводятся для случая применения именно этих высококачественных масел.

    Первое отечественное специальное масло для двухтактных двигателей М-12-ТП было разработано в конце 70-х годов прошлого столетия в связи с возрастанием объёмов экспортных лесозаготовок. Применявшиеся на лесоповале бензопилы “Дружба” просто “горели” в суровых условиях эксплуатации. Желанием снизить резко возросшие издержки и объясняются разработка начало производства долгожданного масла. Однако в широкую продажу это масло в те годы так и не поступило.

    Высококачественное масло для двухтактных двигателей
    МГД-14М.

    В настоящее время положение изменилось к лучшему. В начале 90-х годов в продаже начали появляться импортные масла для двухтактных двигателей, а вслед за этим выпуск отечественных “двухтактных” масел М-12-ТП и МГД-14М возрос настолько, что даже в отдалённых регионах России отпала проблема в их приобретении. Автор сайта перешёл на использование специальных “двухтактных” масел вскоре после начала эксплуатации в 1994г. нового “Ветерка-8М”. Дело в том, что в конце 80-х годов произошли какие-то изменения в технологии изготовления и составе привычного автола М8-В, в результате это масло после суточного отстоя стало выпадать в осадок из топливной смеси. В результате при попытке запуска двигателя в его карбюраторе оказывалось преимущественно масло, и даже “Ветерок-8М” с его мощнейшей системой зажигания запускался с трудом. Такие новообретённые “свойства” автола окончательно утвердили меня в решении использовать специальные масла. Поначалу это были мотоциклетные масла южнокорейского производства, обходившиеся в 2.5$ за литр, да и то при закупке ящиками. Впоследствии во Владивостоке появилось в свободной продаже высококачественное отечественное масло МГД-14М, которое в 2001г. стоит 48 руб за 2-х литровую флягу. Высокие качества этого масла подтверждены сравнительными испытаниями различных масел, организованными журналом “Мото”.

    При эксплуатации на этих маслах подвесных моторов “Ветерок-8М”, “Москва-М”, “Нептун-23” и “Привет-22” значительно облегчился запуск, исчезли проблемы с выпадением масла в осадок, кардинально снизилась дымность выхлопа, многократно снизилось нагарообразование, свечи достаточно чистить только раз в сезон. Какой-либо существенной разницы в основных эксплуатационных качеств между импортными маслами и маслом МГД-14М выявлено не было. Плюсом импортных масел был их зеленоватый цвет, позволявший отличать “двухтактные” масла от других масел и уверенно отличать топливную смесь от чистого бензина. Кроме того, известное удобство давала упаковка одного из корейских масел: на полупрозрачном флаконе были нанесены мерные деления, что до предела упрощало процесс приготовления смеси.
    Вот и возник вопрос про пропорции современных масел,указаний рекомендованных пропорций на этикетке масла и указания в инструкции мотра Салют пропорций для масла М-8.

    Читайте также:
    Зимние палатки «Снегирь»

    Ловля ельца осенью – общие рекомендации

    Обыкновенная и очень распространенная ранее по всей территории европейской части России рыба елец на какое-то время совершенно выпала из внимания рыболовов. Урбанизация общества, сточные воды и загрязнение рек привели к тому, что эта любительница свежей и чистой воды начала буквально вырождаться. Еще одной важной причиной поредения популяций ельца является его очень ранний нерест, во время которого он откладывает икру на мелких, часто затопленных половодьем местах.

    А в ситуации, когда, например, под Москвой весной воду то сбрасывают, то поднимают, личинки не успевают “выйти”, и значит, нерест проходит напрасно.

    Но в последние несколько лет популяции ельцов начали возрождаться, что связано не только с улучшением качества воды во многих наших реках, но и с тем, что рыбы наши сумели приспособиться. Не секрет, что не только пескари, но даже бычок-подкаменщик сумели выжить в такой убийственной среде, как Москва-река ниже города. Может быть, и ельцу повезло с графиком регулирования весеннего уровня воды, но так или иначе эта рыба появилась в уловах.

    Многие рыболовы путают ельцов или с уклейкой, или с мелким голавлем. Наверное, это объясняется тем, что некоторые рыболовы с ельцами ранее просто не встречались. С уклейкой ельцов объединяет очень похожий образ жизни, а вернее, места обитания. Те же, кто путает ельцов с голавликами, должны иметь в виду, что тело у ельца не такое круглое, рот вытянутый и маленький.

    В последние буквально пять лет ельцы все чаще стали попадаться на удочку во время ловли уклейки и плотвы в таких реках как Москва-река выше города, Искона, Руза, Воря, Сходня, Шерна, Дубна и Яхрома. Нельзя сказать, что ловятся особо крупные экземпляры, но вот рыбки весом уже по стопятьдесят грамм попадаются. А это вполне приличный размер для данной рыбы.

    Искать ельцов лучше в небольших реках с достаточно быстрым течением, на участках с резкими поворотами русла и там, где перекаты и отмели чередуются с ямами.

    Весной и в летнее время ельцы проводят досуг на перекатах, предпочитая галечные. Что вполне объяснимо лучшей кормовой базой на таких перекатах по сравнению хотя бы с песчаными. Дело в том, что основной пищей ельцов являются личинки насекомых и мелкие насекомые, например, комары, а также икра рыб. Как и у все карповых рыб, большую долю в рационе ельца составляют растительные компоненты и прежде всего нитчатые водоросли, которыми он питается в течение лета. С похолоданием воды ельцы перемещаются во все более глубокие места, а затем и в ямы.

    В отличие от уклейки елец избирает места с более сильным течением и часто придерживается самого стрежня течения. При этом, также в отличие от уклейки, он достаточно редко поднимается в средние и верхние слои воды. Исключение составляют периоды массового вылета насекомых и паводковые периоды. В первом случае елец поднимается за легкодоступным кормом, а во втором – избегая мутной воды.

    Как и мелкая уклейка, мелкий елец сбивается в достаточно большие стаи, но крупные особи уже держатся небольшими группами и на более глубоких местах. Так, в начале переката обычно ловятся мелкие ельцы, а более крупные особи стоят в самом конце переката перед свалом в яму. Так или иначе, но ельцы избирают для обитания какие-то определенные участки реки и покидают их в период нереста и во время сильного помутнения воды. Мути елец совершенно не выносит.

    Осень – та пора, когда наиболее реально половить ельцов, причем не случайно. А вполне целенаправленно.

    Начиная с конца сентября, а точнее с окончания “бабьего лета”, ельцов надежнее искать на глубине около двух метров на перекатах с ровным течением и твердым дном. Такие места во множестве встречаются на Москва-реке в районе Звенигорода и на реке Истра в районе одноименного города. Очень неплохие, но достаточно труднодоступные места находятся в полутора десятках километров от устья реки Шерна. В любом случае при выборе места ловли стоит обратить внимание на характер берега и подводный грунт в пределах видимости. Очень помогают очки-поляроиды, с помощью которых нередко удается просмотреть практически весь выбранный для ловли участок сквозь холодную и просветлевшую осеннюю воду. Если глубина на выбранном участке достаточная, то ельцы здесь будут держаться до самого ледостава, а, например, на Истре мне удавалось ловить ельцов и среди зимы в оттепель в подбереговой канавке с глубины около трех метров.

    Читайте также:
    Рыба угорь фото

    Для успешной, а главное, устойчивой ловли ельцов однозначно требуется прикормка. Важно то, что прикормка нужна донная, поскольку ельцы ищут свой корм непосредственно в придонном слое воды, как плотва, но в отличие от подуста, ельцы предпочитают, чтобы приманка плыла, а не волочилась по дну. Я сравниваю с подустом потому, что елец очень схоже реагирует на прикормку. Как и подуст или рыбец (сырть, вимба), особи ельцов выстраиваются в своеобразную “очередь” в шлейфе прикормки. Создается такое впечатление, что у особей в стае на прикормке нет конкуренции. То есть приманку хватает именно та рыба, которая заняла место ближе к прикормке, иначе – та, “очередь” которой “подошла”.

    С одной стороны, это весьма удобно для рыболова, поскольку как только определена точка клева, то из нее можно таскать ельцов одного за другим. Но этот же факт и осложняет ловлю, поскольку от рыболова требуется высокая техника и прикармливания, и владения снастью. С прикармливанием вопрос часто решается очень просто, поскольку можно забросить всего два-три больших шара тяжелой и медленно размываемой прикормки или даже поместить прикормку в кормушку. Весьма эффективным бывает прикармливание жмыхом. Для этого берется плоская пластина прессованного жмыха. Снизу к нему прикрепляют, то есть привязывают, плоский камень и в таком виде кидают в точку ловли, и все. На таком месте можно ловить достаточно долго, была бы рыба.

    Намного сложнее со снастью. Дело в том, что кроме очень высокой точности исполнения заброса и проводки оснастки по шлейфу прикормки требуется идеально отлаженная и максимально тонкая и чувствительная оснастка. Выполнить качественную проводку с придержкой поможет длинное и “быстрое” удилище во время ловли с берега. Если ловля идет с лодки, то задача рыболова упрощается, поскольку достаточно легко пустить оснастку в свободный проплыв на нужном уровне.

    Оптимальную для ловли в выбранном месте оснастку лучше всего конструировать непосредственно на водоеме. При этом сначала удилище оснащается леской не толще 0,10 мм, да и то лишь на случай теоретически возможной поклевки голавля, крупной плотвы или даже леща. После этого необходимо очень тщательно подобрать поплавок с огрузкой. Главным в этом подборе является то, что масса оснастки должна быть минимальной при условии того, чтобы приманка после заброса в течение четырех-пяти секунд попадала под нос стоящей на прикормке рыбы. Если оснастка будет слишком легкой, то приманка после заброса оснастки проплывет выше рыбы и опуститься ко дну уже за ней. Если масса оснастки будет больше чем надо, то множество осторожных поклевок или просто не будет видно, или рыболов будет реагировать на поклевки с опозданием. Запаздывание в подсечке будет связано не с реакцией рыболова, а с инерционностью оснастки. Рыба, пробуя приманку на легкой оснастке, до определенного момента не воспринимает сопротивление и все глубже забирает корм в рот.

    На очень легких оснастках этот момент хорошо фиксируется движением антенны легкого поплавка. Как только сопротивление оснастки становится ощутимым, рыба стремится бросить приманку, и если приманка еще не глубоко во рту, то рыбе обычно это удается. Тогда рыболов фиксирует уже не поклевку, а освобождение рыбы. В результате – пустая подсечка. На долю рыболова остаются лишь те рыбы, которые сразу же жадно берут приманку и в итоге практически самозасекаются на остром крючке. В ловле ельца это очень важный момент, поскольку елец имеет относительно маленький рот, например, по сравнению с уклейкой, а ловля происходит на приличном течении и глубине. Поэтому оптимально сконструированная оснастка, еще раз это подчеркиваю, имеет решающее значение. Вы должны по реакции поплавка на пробование ельцом приманки совершенно точно определить тот момент, когда крючок окажется во рту рыбы. Собственно, данное утверждение справедливо не только даже при ловле на поплавочную удочку, но и на спиннинг или донку.

    Читайте также:
    Ловля ельца весной на поплавочную удочку: наживка и техника

    Если в летнее время ельцов чаще всего ловят на опарыша, мотыля, реже кусочек червя или “тину”, то с похолоданием воды практически единственной наживкой становится кусочек червя. Но имея в виду довольно большую капризность этой рыбы, брать с собой нужно и мотыля, и мелкого опарыша.

    Чем особенно привлекательна ловля ельца, так это тем, что он не только привередлив, и что оказывает весьма приличное сопротивление, но и тем, что исправно ловится вплоть до самого ледостава.

    Автор: А. Яншевский
    Источник: “Российская охотничья газета № 42 – 2004г.”

    Елец осенью: как поймать и получить удовольствие

    Для ловли каждой рыбы, наверное, существует в течение года своя лучшая пора, пусть и очень короткая. И вот теперь, когда осень вступила в свою позднюю стадию, пришло прекрасное время для ловли в проводку крупных ельцов, даже в ледяной воде стремительных на поклевку и очень бойких при вываживании.

    Фото: Анатолий Маилков.

    Нельзя сказать, что елец не клюет в иное время года, однако тогда добычей рыболова становятся преимущественно мелкие рыбки и попадаются они вперемешку с другой рыбой, причем в основном с уклейкой и плотвой, которые очень надоедливы и часто безнаказанно срывают и портят насадку.

    По ледяной же воде многие рыбы теряют былую активность и покидают речные быстрины, а елец тут остается чуть ли не в одиночестве — даже голавль отходит на ямы под перекатами.

    Стайку солидных ельцов в пору предзимья проще всего обнаружить на небольших быстрых реках, изобилующих перекатами и каменистыми быстринами, потому что течение — стихия ельца во все сезоны.

    К тому же, на малой реке, петляющей среди высоких берегов в обрамлении могучих ветел и густых кустарников, рыболову легче найти уютное место, где можно укрыться от непогоды и ловить вполне комфортно.

    На таких реках ельцы кормятся в самых глубоких каменистых или глинистых канавах на самих перекатах либо чуть ниже их. Но и большие быстротекущие реки, к примеру, Ока, тоже перспективны для осенней ловли именно крупного ельца, потому что тут рыбы солидного размера всегда много.

    Здесь скопления ельца в предзимье часто обнаруживаются совсем недалеко от берега, но обычно там, где вблизи него проходит глубокая канава с твердым дном и усиленным течением и где эта рыба опять же пребывает в гордом одиночестве, разве что иногда пескарь составляет ей компанию, но не конкуренцию.

    К тому же, крупный елец в холодной воде часто проявляет хищные наклонности и быстро истребляет или разгоняет всю мелочь.

    Глубокой осенью и накануне зимы елец, в отличие от прочей рыбы, кормится практически весь световой день, поскольку тратит много энергии на течении, поэтому он очень отзывчив на прикармливание, особенно если в состав прикормки входят сильно мутящие компоненты, дающие длинный шлейф на струе.

    К таким компонентам можно отнести сухое молоко, яичный порошок, овсяное толокно, измельченную сухую глину — эти составляющие обязательно должны входить в прикормку для ловли ельца в холодной воде, при этом основа прикормочного состава, более половины по объему, создается за счет тщательно перемолотых панировочных сухарей.

    Но самое главное для осеннего ельца, что его обязательно привлечет и надолго задержит на месте ловли — это животная часть прикормки, в качестве которой однозначно используется изрядное количество, не менее десятой части всего приготовленного состава, чистого, без грязи кормового мотыля.

    Причем попытки применять в дополнение к мотылю опарыша никакого заметного эффекта не давали именно в случае с ельцом в условиях предельно холодной воды — видимо, эта пища по сезону для рыбы слишком грубая, либо личинки мухи обладают каким-то посторонним запахом.

    И еще, при ловле на течении важно, чтобы заброшенная в место стоянки рыбы прикормка быстро не размывалась, не пресыщала ельца мотылем, а «отдавала» корм постепенно.

    Необходимой работоспособности прикормки добиваются нужной степенью увлажнения, поскольку в данном варианте в ней хватает связующих компонентов, которыми служат и толокно, и сухое молоко, и глина.

    Так что, с другой стороны, прикормка не должна быть и слишком вязкой, иначе от нее вообще не будет никакого толку.

    Читайте также:
    Ловля ельца весной на поплавочную удочку: наживка и техника

    К тому же, прикормка для течения не должна быть легкой, для чего ее утяжеляют речным песком, мелким гравием или той же глиной, чтобы привлекающие компоненты не разносились слишком далеко и плотнее концентрировали рыбу в зоне ловли.

    Фото: Анатолий Маилков.

    Рыбалка на заметном течении накануне зимы, особенно по прибылой воде после затяжных дождей, требует отработки тонкой техники ловли и хорошо отлаженной снасти. Елец берет насадку стремительно, поэтому малейшее опоздание с подсечкой недопустимо, потому что рыба либо сорвет наживку, либо успеет ее бросить.

    Кроме того, елец, подобно быстрому хариусу, при поклевке часто поднимается со дна навстречу падающему крючку с наживкой.

    Чтобы такие хватки не остались незамеченными, нужно огрузку на леске разместить не в одной точке, а равномерно распределить на нижней половине спуска от поплавка до крючка: пока наживка будет проходить последнюю часть пути до дна, поплавок уже примет вертикальное положение, позволяющее четко отмечать короткий «тычок» ельца.

    Во время проводки снасть необходимо активно притормаживать удилищем, заставляя систему «огрузка-крючок» плавно подниматься вверх в толще воды и вновь как бы планировать ко дну, побуждая рыбу на поклевку.

    Чтобы снасть таким образом легко управлялась на течении, нужно использовать качественную леску диаметром не более 0,1 мм и не тяжелый, но максимально остойчивый, с расширяющимся внизу телом поплавок спортивного типа, который сохраняет вертикальное погруженное до антенны состояние даже при полной остановке снасти на течении.

    Для такой ловли лучше применять «глухую» оснастку, то есть удочку без катушки, поскольку елец — рыба стайная, и он обычно плотно встает на правильно поданной прикормке, причем во главе «строя» ельцов держится самая крупная рыба.

    По этой причине длинные проплывы поплавка совсем ни к чему — это пустая трата времени, и вдалеке чаще клюет лишь мелочь.

    Конечно, елец не только «спортивная» рыба, которая выручает рыболова в трудную пору предзимья, хорош он и в кулинарном плане. Особенно вкусен жирный осенний елец, приготовленный в виде шпротов, а из крупного ельца, удалив внутренности, можно сделать нежнейшую «сельдь» пряного посола.

    НАЖИВКИ ДЛЯ ЛЕДЯНОЙ ВОДЫ

    Накануне зимы елец очень быстро реагирует на мотыля в прикормке и лучше всего ловится на него же, только, естественно, в качестве насадки применяется крупный качественный мотыль.

    При этом, судя по активности рыбы на данный момент, на крючок насаживают от одной до трех личинок, но при вялом клеве, чем больше мотыля на крючке, тем больше пустых поклевок.

    В этом случае лучше на самый тонкий и предельно острый крючок красного или темного цвета насаживать единственную личинку, иногда делу помогает насаживание мотыля колечком, когда жалом протыкается головка и хвостик личинки.

    При данном способе наживления мотыль, конечно, вытекает быстро и теряет привлекательность для рыбы, поэтому насадку надо своевременно обновлять.

    Читайте материал “Аппетитная личинка”

    Однако хороши для осеннего ельца и комбинированные наживки: как уже отмечалось, он плохо отзывается на опарыша, но порой просто отлично ловится, если к мотылю подсаживать одну-две личинки «чернобыльника» или вообще ловить только на него.

    Да и тот же опарыш не всякий плох: во-первых, эту наживку именно для ельца надо тщательно подобрать по размеру; во-вторых, сейчас можно купить не только белого, но красного и желтого опарыша — с последним вариантом окраски много раз бывали очень удачные рыбалки.

    Кроме того, имеется положительная практика ловли ельца на маленькие кусочки несоленого свиного сала или на его комбинацию с мотылем, также бывает полезно вместе с мотылем на крючок насаживать шарик пенопласта или ярко-желтую бусинку.

    Особо крупный елец весом свыше 200 граммов часто всем наживкам предпочитает червя, только лучше использовать дождевого червя, а на крючок насаживать его небольшие кусочки, причем крупную рыбу иногда эффективнее ловить не в проводку, а стационарно — на полудонку.

    Особенно хорошо к червю елец относится на тех участках реки, где в периоды прибыли воды и усиления течения иногда происходят обрушения берегов.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: